Новости

Рубрику ведет Валентина Матвиенко
Российские власти порой справедливо критикуют за недостаточную оперативность в успешном решении назревших проблем. Однако к деятельности государства в области демографии это отнести нельзя.

В Послании Федеральному Собранию 2006 года Владимир Путин четко заявил, что "успех нашей политики во всех сферах жизни тесно связан с решением острейших демографических проблем". В том же документе президент сформулировал основные задачи политики государства на этом направлении.

Реализация намеченного началась без раскачки, ведется активно и последовательно. Результаты не заставили себя ждать. Если в 2007 году в России число рождений на одну женщину репродуктивного возраста составляло 1,2, то в 2014 году этот показатель вырос до 1,75. Нынешний уровень рождаемости в России выше, чем в большинстве стран Европы. Увеличилась средняя продолжительность жизни: впервые с 1987 года она составила почти 71 год.

В принятой в 2007 году Концепции демографической политики на период до 2025 года поставлена цель стабилизации численности населения на уровне 145 миллионов человек. Уже в мае этого года она перевалила за 146,4 миллиона. Это значит, что мы достигли цели на 10 лет раньше срока. Если поначалу рост народонаселения обеспечивался притоком мигрантов, то 2013 и 2014 годы отмечены естественным приростом населения.

Учитывая инерционность демографических процессов, результаты впечатляющие. В чем я вижу причины этого успеха?

Исключительно важно, что демографическая политика государства с самого начала строилась и осуществлялась системно. Она опирается на хорошо проработанную развитую законодательную базу. Изданы и осуществляются майские указы президента. Как на федеральном, так и на региональном уровне реализуются целевые программы. Выстроены, действуют комплексные механизмы стимулирования рождаемости, поддержки семей, включая молодые и многодетные семьи. Осуществляется Национальная стратегия действий в интересах детей, которая предусматривает меры защиты материнства и детства. Одобрена Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.

Особо хочу отметить такой инструмент стимулирования рождаемости как материнский капитал. Он каждый год индексируется, совершенствуется механизм его использования. Сегодня можно с уверенностью сказать, что материнский капитал в полной мере оправдал связанные с ним ожидания. Его потенциал далеко не исчерпан.

Нельзя не сказать об изменениях в настроениях россиян, в общественном мнении. Я имею в виду все более глубокое осознание людьми фундаментальной значимости ценностей материнства и отцовства, семейного образа жизни. Значимости и для самого человека, и для страны, ее социального, нравственного, духовного здоровья. О том, что такие сдвиги в российском общественном мнении действительно происходят, говорит постепенное увеличение количества многодетных семей, сокращение масштабов сиротства, включая социальное.

Безусловно, проблем по-прежнему хватает. В частности, рождаемость пока не вышла на уровень, обеспечивающий простое воспроизводство населения. Не носит прорывного характера увеличение средней продолжительности жизни, мы лишь восстановили ранее достигнутое. По сравнению с развитыми странами в России все еще высокая смертность. Беспокоит большое число разводов, так называемых гражданских браков.

И все же главный итог, несомненно, положительный. Он не только в конкретных результатах. Он также в том, что мы убедились в правильности выбранной стратегии решения демографических проблем, плодотворности проводимой государством политики. Полагаю, она не нуждается в каких-то глубинных, радикальных изменениях. То, что действительно требуется, - это ее совершенствование как на основе накопленного опыта, так и учета возникающих в области демографии вызовов, связанных с ними рисков.

А они действительно возникают. Пожалуй, самый серьезный вызов на сегодня заключается в том, что в трудоспособный возраст начинают входить сравнительно малочисленные поколения 1990-х годов рождения. Это значит, что возможности дальнейшего увеличения рождаемости близки к исчерпанию. Миграционные ресурсы тоже ограничены. Следовательно, минимизировать негативные последствия названных рисков мы сможем только путем максимально рационального использования имеющегося человеческого капитала. Выскажу некоторые соображения на этот счет.

Ни для кого не тайна, что в стране имеет место разрыв между действительными запросами экономики, социальной сферы, культуры на кадры и тем их предложением, которое имеется сейчас на отечественном рынке труда. Кадров по одним специальностям у нас избыток, по другим - дефицит. У нас перепроизводство экономистов, юристов, каких-то не очень понятных менеджеров, и в то же время нехватка инженеров, рабочих. Говорится, пишется об этом давно, но воз, как говорится, и ныне там.

Оставляет желать лучшего качество подготовки кадров - и в вузах, и в учреждениях среднего профессионального образования, на которые возложена подготовка высококвалифицированных рабочих. Бизнес сетует на то, что выпускников колледжей, техникумов предприятиям приходится доучивать, а то и переучивать. На недавнем чемпионате мира по рабочим специальностям команда России заняла последнее место. Это сигнал о самом настоящем неблагополучии в этой сфере.

Материнский капитал в полной мере оправдал ожидания. И его потенциал далеко не исчерпан

Работа по выведению подготовки кадров на современный уровень давно ведется федеральными министерствами образования и науки, труда и социальной защиты, экономического развития России. Созданы новые типы высших учебных заведений. Разрабатываются и вводятся профессиональные стандарты, к концу 2015 года их должно быть не менее 800. Укрупняются общеобразовательные школы, средние и высшие профессиональные учебные заведения.

Однако отдача от преобразований пока далеко не в полной мере отвечает потребностям страны. На мой взгляд, настало время нам, законодателям, внимательно посмотреть, что сделано в этой сфере и что предстоит сделать, какие требуются правовые акты для ускорения и улучшения процесса преобразований. Думаю, Совет Федерации проведет парламентские слушания по этому вопросу.

И федеральному центру, и регионам надо продолжать усилия по созданию условий, которые позволят женщинам сочетать трудовую деятельность, профессиональную карьеру с обязанностями матери, жены. В решении этой проблемы накоплен многообразный международный опыт, который можно и нужно использовать. Это дальнейшее развитие сети детских дошкольных учреждений, в том числе ясельных групп, помощь в трудоустройстве на рабочие места с гибкой занятостью. Следует шире практиковать бесплатное прохождение программ обучения востребованным профессиям, оказывать поддержку семейному бизнесу, надомной и дистанционной формам работы. Федеральный центр многое сделал в этом плане, важно, чтобы регионы активно включились в реализацию созданных правовых и управленческих возможностей.

К сожалению, Россия в значительной мере утратила традицию мобильности рабочей силы, опыт ее стимулировании и организации. Надо все это восстанавливать, поскольку у нас есть регионы с избыточными трудовыми ресурсами, а есть регионы, где их не хватает. Соответствующие изменения внесены в Закон "О занятости населения в Российской Федерации". У регионов появились полномочия по разработке и принятию собственных программ повышения мобильности трудовых ресурсов, их реализации на основе софинансирования.

Дело сейчас за запуском имеющихся механизмов. Без этого нам, в частности, трудно рассчитывать на практическое осуществление планов превращения Байкальского региона и Дальнего Востока в зону опережающего развития. Отток населения с этих территорий продолжается. Жизнь показывает, что сегодня для людей важна не только высокая заработная плата, другие денежные выплаты, но и комфортная социальная среда. Полагаю, министерству по развитию Дальнего Востока, другим заинтересованным ведомствам, государственным компаниям, частному бизнесу следует более полно учитывать данный момент в своих планах, в практической деятельности. Мы, парламентарии, поддержим их в этом.

Нравится это кому-то или нет, но вопрос повышения возраста выхода на пенсию - не надуманный, а реальный. Ни одна страна, столкнувшаяся с аналогичными демографическими проблемами, не избежала этого. Другое дело, что подавляющее большинство российских граждан к резкому введению такой меры не готово. Об этом говорят данные социологов, обращения граждан в Совет Федерации, мои встречи и беседы с жителями регионов.

Полностью поддерживаю президента России в том, что здесь необходимы и глубокая проработка вопроса специалистами, и широкое общественное обсуждение, совет власти с народом. Решение данного жизненно важного для каждого человека вопроса не должно быть шоком для российских граждан, его следует принимать вместе с ними. Тема возраста выхода на пенсию включена в Основные направления деятельности правительства на период до 2018 года. Наша палата готова к тесному конструктивному взаимодействию с правительством в данном вопросе.

Люди - главное богатство нашей страны. Они обеспечивают ее движение вперед. Долг государства, общества - сделать все, чтобы численность россиян росла, чтобы в России становилось все больше людей, которые готовы проявлять инициативу, брать на себя ответственность, направлять свой талант, умения, труд на благо Отечества. В этом залог развития страны.

Вопросы, идеи, предложения присылайте Валентине Матвиенко по адресу: deti@rg.ru