Цель проекта - создание кластера высокотехнологичных, конкурентоспособных на международном уровне производств в сфере автомобильной промышленности и машиностроения.
Напомним, документ, дающий старт проекту, подписан председателем правительства РФ 18 августа 2014 года. До 1 февраля 2016 года компания должна представить на утверждение в министерство проект планировки территории ОЭЗ, перечень инженерной, транспортной и иной необходимой инфраструктуры, расчет средств для ее создания, а также прогнозно-плановые показатели деятельности резидентов (объемы инвестиций, производимых на территории ОЭЗ товаров и услуг, количество создаваемых рабочих мест и т.д.). В соглашении определены как права и обязанности сторон, порядок создания, содержания и эксплуатации объектов инфраструктуры ОЭЗ, так и меры по осуществлению контроля за деятельностью УК. Так, если утвержденные сроки сдачи объектов инфраструктуры будут сдвинуты более чем на год, у министерства есть право расторгнуть соглашение.
На видеосовещании с участием представителей минэкономразвития, агентства по ОЭЗ, краевой администрации, компаний "Соллерс", "Соллерс - Дальний Восток", "Пасифик Лоджистик" и "Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус" речь шла о практических шагах по реализации проекта. В частности, инвесторы заверили о готовности вложить в ОЭЗ собственные средства: за весь период реализации проекта сумма составит около 10 млрд руб. Как сообщили в краевой администрации, "объем вложений из федерального бюджета составит более 5 млрд руб., в краевом бюджете на эти цели предусмотрено 300 млн руб.". Деньги пойдут на строительство подъездных дорог, энерго- и водоснабжения, канализации. На территории ОЭЗ предстоит создать цеха, в которых на условиях аренды будут размещаться производства двигателей и автокомпонентов. По расчетам, на предприятиях будет создано 2 тыс. новых рабочих мест.
- Задачу создания ОЭЗ трудно переоценить: мы от крупноузловой сборки автомобилей постепенно переходим к полному циклу, - отметил губернатор Владимир Миклушевский.
В дальнейшем территория ОЭЗ будет расширена для размещения новых производств в сфере электроники, полимерных изделий (для экспорта на рынок стран АТР), компонентной базы для судостроения и судоремонта. По прогнозам, к 2022 году "Соллерс - Дальний Восток" сможет увеличить объем сборки автомобилей на 25%, обеспечить не менее чем 30%-ную локализацию производства автокомпонентов, организовать производство свыше 50 тыс. двигателей в год, в том числе для экспорта на автозаводы в странах АТР. Будет также создан современный логистический комплекс мощностью до 250 тыс. контейнеров в год.
Таким образом, проект создания первой на Дальнем Востоке ОЭЗ промышленно-производственного типа с пробуксовками, но продвигается, хотя еще совсем недавно казалось, что проект застопорился. В 2014 году "Соллерс - Дальний Восток" собрал почти 20 тыс. кроссоверов SsangYong Action и Kyron, а за первые два месяца 2015 года всего 199 автомобилей. С января из-за падения курса рубля и резкого сокращения объемов продаж авто в России южнокорейский партнер прекратил поставки машинокомплектов. Похожая ситуация сложилась и с японским брендом. В марте компания сократила штат сотрудников почти на четверть (на 200 человек). Как сообщила пресс-служба компании "Соллерс", недавно на встрече с руководством SsangYong удалось достичь "принципиальных договоренностей о совместной поддержке бренда в кризисной ситуации".