И для начала надо определить все угрозы и риски, пусть даже самые экзотические. Задача стоит комплексная. Ее поставила сформированная в этом году госкомиссия по освоению Арктики. Причем, судя темпам глобального потепления, летом у арктических управлений МЧС работы хватит. За 4 года специалисты МЧС России провели более 5 тысяч поисково-спасательных операций, оказана помощь более 7 тысячам человек. И это, пока в пустынном и необжитом крае, который сейчас будет заселяться и застраиваться.
Пока среди тонущих будут, конечно, не столько пляжники, сколько терпящие бедствие моряки. Но в МЧС не исключают, что спасательные операции могут быть достаточно масштабными, поскольку арктический морской путь становится круглогодичным и все более интесивным.
Поэтому в восточной части Арктической зоны РФ на базе центров планируется создание пунктов резервного аварийно-спасательного имущества и оборудования для проведения крупномасштабных поисково-спасательных операций.
Работа по созданию складов идет параллельно с созданием самих арктических центров, которых будет 10. А персонал для работы в суровых условиях будут готовить в вологодском учебном центре "Вытегра".
Там спасателей уже обучают доставать людей не только из воды, но и из огня. Разработана и специальная обучающая программа для горноспасателей. По ней буду преподавать в Национальном аэромобильном центре подготовки горноспасателей МЧС России. Его создание сейчас находится на завершающей стадии.
Практика показывает, что сейчас в Арктике растет количество именно техногенных, а не природных аварий. Наибольшее количество за транспортными авариями. Рост более 30 процентов. На 24 процента - рост взрывов и пожаров технологического оборудования.
Все это заставляет МЧС ускорять темпы. В настоящее время из 10 арктических центров работают 3 - в Нарьян Маре, Дудинке и Архангельске. Очередной этап -это нынешняя осень.
- До 30 ноября 2015 года должен быть завершен первый этап программы создания Арктических центров, - сказал глава МЧС Владимир Пучков на селекторном совещании.
Все Арктические аварийно-спасательные центры МЧС оснастит морскими судами и судами на воздушной подушке с автономностью хода до 15 суток. Министр отметил, что необходимы специализированные суда для передвижения по болотам. Собственная спасательная флотилия необходима, поскольку нефтянники и газовики работают на шелфе, а морской путь проходит также далеко от берега. Например, вертолетом до ближайшего места морской аварии придется лететь в среднем от сорока минут до пару часов.
МЧС также займется и подготовкой водолазов для работы в арктических широтах.