В Екатеринбурге один участник этой игры уже погиб под колесами, второй в больнице с переломанными ногами. Оба дорожно-транспортных происшествия зафиксировали видеорегистраторы.
- Он выпрыгнул как будто ниоткуда. Тут никто бы не успел среагировать, - объяснял инспекторам водитель.
25-летнему парню, под машиной которого погиб шестиклассник, предстоит суд, приговор и возможный срок в колонии. Ему жить дальше с воспоминанием о трагедии.
О новой забаве школьники рассказывают неохотно: "Да, взрослые пацаны бегают от машин за деньги, но не в нашей группе"; "Знаю таких, но сам не бегаю, потому что опасно".
- Этой зимой все мальчишки в онлайне через дорогу бегали, а сейчас на деньги играют - по сто рублей, - рассказывает двенадцатилетняя школьница. - Ждут красного светофора и кидаются через дорогу: кто перебежал - тому платят.
Действительно, онлайновая игрушка "Перебеги высокоскоростную дорогу - помоги главному герою" набирает все большую популярность, игроков тысячи. "Смотрите, как я прохожу игру, - хвастается один из них, ловко уворачиваясь от машин на мониторе, пока экран не заливает красным. - Ой! Ошибся..." Тут же азартные игроки из Самары, Хабаровска, Архангельска и других городов выкладывают видео своих "подвигов" на реальных дорогах: один бежит на красный сигнал светофора, а трое снимают.
Родители мальчиков, в основном мамы, проблему осознают. На екатеринбургском форуме горячо обсуждают, как с этим бороться.
- Это опасное увлечение приобрело характер эпидемии, - признает модератор Татьяна Липинская. - "Группа противодействия" из реальных способов предлагает только стандартное наказание и примерный сценарий разговора с сыном: "Ты понимаешь, что один раз живешь?"
Бьет тревогу и Свердловское управление ГИБДД. Школьники - свидетели обоих ДТП подтвердили, что мальчишки бегали через дорогу "на слабо".
- Эта игра стала для нас "больной" темой, - признается Татьяна Бердникова, начальник отделения пропаганды УГИБДД ГУ МВД по Свердловской области. - Но мы разбираемся только с нарушениями ПДД. Детские игры не наша епархия, мы не психологи и не педагоги. Мы отследили системное явление - игру подростков, которые хотят показаться сверстникам сильными и ловкими, приводящую к плачевным результатам, и обратились в городское управление образования: необходимы меры противодействия.
Опрошенные "РГ" педагоги проявляют незнание. "Мы не в курсе", "даже не представляем" - такие типичные ответы дали в школах.
- У нас такого быть не может, - заявляет завуч одной из них Елена Панова. - В летнем лагере за детьми организовано постоянное наблюдение. Мы регулярно проводим профилактические беседы о правилах дорожного движения.
Беда в том, что не каждому ребенку удается прослушать профилактическую беседу. Если в целом по области путевками в летние лагеря обеспечены 17 процентов школьников, то в Екатеринбурге всего одиннадцать. На базе 122 школ в городе работают 136 лагерей, кроме игр и творческих занятий детям предлагают походы в кино, зоопарк и парки развлечений.
- Все это хорошо, но не удовлетворяет подростковой потребности в риске и адреналине, которая раньше снималась в спартанской обстановке пионерских лагерей, в турпоходах, - считает детский психолог Любовь Владыкина. - Сейчас мы живем в комфорте, без риска, поэтому дети ищут острых ощущений самостоятельно. Как этому помешать? Возможно, поможет спорт с нормированным риском...
Как таковой "нормированный риск" в области предлагают только два стационарных палаточных лагеря, путевка в который в разы дороже, чем в муниципальный. Детей 10 - 18 лет там учат метать ножи и сюрикены, оборудовать снайперскую точку, разобрать автомат, лазить по скалам и деревьям и выживать в лесу - все это стоит 15 тысяч рублей в неделю. Субсидированная путевка в муниципальный загородный лагерь обходится родителям в 2400 рублей за 21-дневную смену, в городской - 486 рублей.