Нужно убедиться, что "Основные направления", подготовленные Минфином, отвечают вызовам, стоящим перед Россией, считает спикер. Он напомнил приоритеты - улучшение делового климата, инновационное развитие. "Давайте, наконец, говорить не о цифрах, которые часто называют в борьбе за места в различных рейтингах, часто бессмысленных, - сказал Нарышкин. - А давайте говорить о том, насколько наша налоговая политика конкурентна".
Правительство, напомнил также парламентарий, критиковали за то, что "налоговая поддержка бизнеса незначительна, и если она и есть, то осуществляется исключительно за счет бюджетов российских регионов". Последние же, по его словам, "теряют большие средства, фактически не могут четко планировать свои бюджеты". В новых "направлениях" повторения такого сценария допускать нельзя.
"Я напомню, что Минфин ранее заявлял о компенсации выпадающих доходов регионам. И если такое решение не будет найдено, то депутаты Госдумы его найдут при рассмотрении проекта очередного бюджета", - обратился спикер к главе Минфина Антону Силуанову.
Кроме того, Сергей Нарышкин указал кабмину на казус: в "Основных направлениях" прописали три года моратория на повышение налоговой нагрузки на бизнес вместо четырех. А ведь Владимир Путин говорил именно о таком сроке. Поинтересовался парламентарий у представителей правительства и тем, не существует ли угрозы каких-либо исключений из этого моратория. По его словам, кабмин должен быть готов вместе с депутатами "пресекать явные или скрытые попытки размыть принцип неухудшения налоговой нагрузки".
Получив слово, Антон Силуанов заявил, что уровень налоговой нагрузки в РФ составляет 36 процентов ВВП. Это, по его словам, несколько выше, чем в других странах БРИКС и некоторых странах ЕАЭС, но ниже, чем в Европейском союзе. При этом, отметил министр, нельзя однозначно сказать, что российская налоговая система менее конкурентоспособна. "Вопрос более низкой налоговой нагрузки - это вопрос общественного выбора между тем, какой объем расходов мы себе можем позволить, и тем объемом налоговой нагрузки, который мы определяем, исходя из этих обязательств", - сказал Силуанов. Так, по словам министра, социальные расходы, включая здравоохранение, в РФ превышают 16 процентов ВВП, в Казахстане и странах БРИКС они составляют около 10 процентов ВВП. На оборону Россия тратит около 4 процентов, в то время как Китай - около двух, а Казахстан - одного. Таким образом, если снижать налоги, придется отказаться от ряда обязательств.
Он также заверил, что правительство не планирует крупных налоговых новаций как минимум до 2019 года и будет придерживаться моратория на рост налоговой нагрузки.
Минфин РФ намерен бороться с выводом прибыли из-под налогообложения международными компаниями, заявил также министр. План предусматирвает ужесточение правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, раскрытие информации о налоговых платежах международных холдингов и другие меры.
Среди обсуждаемых вопросов Силуанов назвал изменение социальных взносов для самозанятых. Кроме того, Минфин подготовил предложения по дальнейшему улучшению льготных режимов региональных инвестпроектов и территорий опережающего развития. Так, для новых инвестиционных проектов предлагается дать возможность уменьшить уплачиваемый налог на прибыль на сумму произведенных капитальных вложений.
Выступил перед депутатами и другой представитель экономического блока кабмина - глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Он сообщил о предложении компенсировать субъектам РФ выпадающие доходы от снижения налоговой нагрузки на малое и среднее предпринимательство. Кроме того, он предложил распространить режим территорий опережающего развития не только на территорию Дальнего Востока и моногородов, но в перспективе на всю территорию России.
В целом, по мнению министра, "наша налоговая система является по своим базовым принципам конкурентоспособной, но нам необходимо донастроить ее с точки зрения правил налогового администрирования, с точки зрения распространения требований о неувеличении налоговой нагрузки не только для сферы налоговых отношений, но и в сфере квазиналоговых отношений, а также необходимо обеспечить конкурентоспособность с точки зрения работы специальных налоговых режимов, прежде всего, для малого и среднего предпринимательства".
Глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова, в свою очередь, настаивала на том, что необходимо законодательно ограничить миграцию налогоплательщиков из одного региона в другой - это делается с целью уклонения от уплаты налогов. Она отметила, что методы борьбы с этим явлением не отражены в проекте основных направлений налоговой политики на 2016-2018 годы.
Прозвучала и другая критика со стороны депутатов и других участников слушаний. Сергей Нарышкин вслед за главой комитета по бюджета и налогам Андреем Макаровым назвал проект "направлений" "сыроватым". "Что касается моратория на рост налогов, то предстоящие четыре года - тоже нельзя, чтобы они прошли даром, - подчеркнул Нарышкин. - Необходимо использовать это время, чтобы модернизировать нашу налоговую систему. Чтобы, наконец-то, налоги в РФ стали не тормозом, а стимулом для развития нашей экономики".