В нем подробно представлен будущий порядок проведения проверок эмитентов (компаний, выпускающих ценные бумаги) и участников корпоративных отношений. Такие проверки могут быть дистанционными или выездными, а также инициироваться на основании жалоб или обращений со стороны держателей ценных бумаг или правоохранительных органов. Как это скажется на положении акционеров и инвесторов, а также на самих эмитентах?
Указанный проект укладывается в логику действующего правового регулирования корпоративных отношений, сводящегося к повышенному контролю государства за деятельностью публичных акционерных обществ в целях защиты прав и законных интересов неограниченного круга инвесторов-акционеров. Кроме того, документ является проявлением наметившейся тенденции по укреплению позиций Центробанка как регулятора на рынке ценных бумаг. Каковы же основные предлагаемые ведомством нововведения и их причины?
Указанный проект не является в полной мере инициативой ЦБ РФ, поскольку он лишь раскрывает и детализирует полномочия, необходимые для реализации компетенции, ранее закрепленной за ведомством законодательно (в частности, ст. 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном Банке РФ (Банке России)" и ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"). Поэтому представленный документ является не реакцией регулятора на произошедшие на рынке события, а скорее свидетельством необходимости строгого исполнения предписаний закона. А в нем указывается, что к компетенции Центробанка относится регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах, а также в сфере корпоративных отношений для защиты прав и законных интересов инвесторов. И с этой точки зрения предложения ЦБ представляют значительный интерес.
Для контроля и надзора за акционерными обществами предлагается наделить Центробанк полномочиями на проведение проверок - дистанционных и инспекционных (выездных). Первые будут осуществляться для проверки определенных документов или комплексных сведений. Вторые планируется проводить с выездом на место, возможно даже посещение собрания акционеров. При этом по запросу правоохранительных органов (например прокуратуры) и иных органов государственной власти возможны только инспекционные проверки деятельности эмитента (кроме общего собрания акционеров), а также комплексные дистанционные проверки (кроме проверки отдельных сведений). Любая проверка может и должна быть проведена на основании жалобы акционера.
Представляется, что в целом идея осуществления контроля и надзора за акционерными обществами и их органами управления заслуживает поддержки, поскольку направлена на обеспечение баланса прав и законных интересов мажоритарных и миноритарных акционеров. Нередко миноритарии не только не имеют возможности участвовать в управлении делами общества, но и фактически отстранены от возможности влиять на его деятельность (например, при принятии решения о выплате дивидендов) и получать информацию о его работе. Также стоит сказать и о многочисленных нарушениях, связанных с недобросовестным ограничением доступа держателей ценных бумаг к участию в общем собрании акционеров. Механизм судебной защиты, который предоставлен миноритарным акционерам для защиты своих прав, не всегда является эффективным, поскольку в корпоративных отношениях даже не любой миноритарий может реализовать возможность судебной защиты принадлежащих ему корпоративных прав (для этого в ряде случаев необходимо владение определенным в процентном отношении количеством акций). В таких случаях защита прав акционеров посредством проведения соответствующих проверок, направления предписаний об устранении нарушения законодательства, принятия мер, направленных на недопущение нарушений в дальнейшей деятельности, и применения в определенных случаях предусмотренных КоАП РФ санкций может значительно сократить допускаемые нарушения в сфере корпоративных отношений, требующих определенного патернализма со стороны государства в целях стимулирования инвестиций.
В то же время вмешательство государства в эти отношения не может быть безграничным, немотивированным и не может обуславливаться интересами тех или иных лиц, вовлеченных в отношения с эмитентами и иными участниками корпоративных отношений. Для этого в проекте указания ЦБ РФ содержится заслуживающее поддержки положение о том, что как дистанционные, так и инспекционные проверки могут проводиться только в рамках рассмотрения поступающих обращений, а не по собственной инициативе Центробанка. Такие обращения могут исходить от акционеров, а по определенным видам проверок также от правоохранителей и иных государственных органов.
Однако существенным недостатком документа является то, что в нем отсутствует количественное либо временное ограничение проводимых проверок. Согласно проекту максимальный срок комплексной дистанционной проверки составляет 4 месяца, инспекционной - 90 дней. При этом срок проведения дистанционной проверки отдельных сведений, периодичность проведения любого из вида проверок, максимальный срок проведения проверок в течение определенного периода деятельности компании документ не содержит. Неограниченное проведение нескольких инспекционных проверок подряд, пусть и по обращениям определенных лиц и в рамках предусмотренных сроков, способно существенным образом сказаться на деятельности небольшой компании, привлекающей денежные средства инвесторов.
Таким образом, проект указания ЦБ РФ направлен на создание гарантий для акционеров и инвесторов, приобретающих акции различных компаний и предприятий. Учитывая существующую сейчас потребность привлечения инвестиций в российскую экономику, это неудивительно.