Инициатива снизу
- Всем хорошо известно, что пространственным развитием в основном занимались администрация города, сити-менеджеры. Но работать в этом направлении необходимо и горожанам, и бизнесу, то есть всем участникам гражданского общества, - считает ректор университета ИТМО Владимир Васильев. Недавно это учебное заведение представило концепцию развития Кронштадта, который считается одним из самых перспективных уголков региона.
В ходе исследования свои пожелания смогли высказать как жители Кронштадта, так и администрация района. В итоге родился документ, который на языке официальном относится к территориальному планированию и развитию. Если концепцию примут, то ее нужно будет сравнивать с документами стратегического планирования и как-то устранять противоречия. Вопрос, какую программу, районную или городскую, придется переписывать, пока открыт.
К территориальному планированию Смольный сейчас относится довольно серьезно. Петербург по своему развитию крайне неоднороден, и депрессивные районы и муниципальные образования являются большой проблемой для города. Коломна, Ржевка, Металлострой, Славянка, Кудрово. Эти муниципалитеты находятся в разных уголках города, но многие проблемы у них одинаковые: преступность, невысокий уровень благосостояния жителей, слабая активность бизнеса. В Смольном считают, что в силах местного самоуправления продумать те меры, которые могут хотя бы немного изменить ситуацию.
Урбанистический плюрализм
В 2017 году Сенная площадь должна была измениться до неузнаваемости. Садовую улицу предполагалось расширить, инженерные сети заменить, а для пешеходов построить два подземных перехода.
Общественные организации выступили резко против. Активистов "Красивого Петербурга" и "Городских проектов" не устроило, что в предложенной властями концепции Сенная как площадь фактически пропадает, а появляется просто расширенный до восьми полос участок Садовой. Также, согласно новым урбанистическим концепциям, подземный пешеходный переход - это плохо, поскольку людям приходится делать крюк, потом спускаться и подниматься по лестнице. А для автомобилистов такой объект, наоборот, удобен, ведь теперь им необязательно снижать скорость. В общем, сплошная демонстрация социального неравенства. Спор общественников и застройщиков мог быть жарким, но тут скорректировали бюджет. Денег на реконструкцию Сенной город решил пока не выделять, а потому у каждой из сторон есть время на проработку своей позиции.
Но самая большая победа общественного мнения - это проект развития Конюшенного ведомства. Изначально инвестор планировал перестроить комплекс до неузнаваемости, однако градозащитники взбунтовались, и теперь застройщик предлагает компромиссные варианты. Город пока не соглашается, требуя доработок.
Сейчас общественники бьются за сохранение в городе блокадной подстанции, Кондопожского болота в Пушкине и еще ряда объектов. Активисты предлагают сделать пешеходным Невский проспект. Есть еще инициатива запретить велосипедистам въезжать в исторический центр города.
Если проанализировать все проекты, предложенные активистами, то получится, что нередко они друг другу противоречат. Но, по словам Жаннин Хайзенги, сооснователя агентства Creative Cooperative, это нормальная практика. Общественные организации недавно получили право высказывать свои мнения относительно городского развития, со временем их внимание должно стать более точечным. К тому же, в отличие от "инициативы сверху", общественные организации редко занимаются стратегическими проектами, их цель - сделать на конкретной территории жизнь более простой и комфортной. Практики соотносить глобальное с локальным в системе городского планирования у нас пока нет, но это тоже дело времени.
Внутренние разногласия
Ко второму чтению законопроекта о генплане депутаты получили 160 поправок. Их представляли общественники, профильные комитеты Смольного, научные деятели. Сколько поправок одобрят, пока непонятно. За последние два года больше сотни поправок в генплан были отклонены.
Председатель комитета по стратегическому планированию и экономическому развитию Елена Ульянова признает: в самих властных структурах нет единого мнения по ключевым вопросам городского развития. Генплан в нынешней редакции противоречит концепции стратегического развития до 2030 года. Но в то же время и сам программный документ может быть адаптирован в связи с изменившейся экономической ситуацией.
- Мы только в прошлом году утвердили стратегию, - говорит Елена Ульянова. - Многие идеи сейчас в комитете просчитываются, перерабатываются. Сегодня накоплен багаж знаний, и, чтобы перейти к реализации всех стратегий, нам нужно свести все документы в единый план.
Но, как утверждают в Смольном, точка опоры не потеряна. Генеральный план - это не просто список застройки на ближайшие пару десятков лет. При его создании учитывается множество социально-экономических факторов, проводятся исследования. Нынешний генплан был принят еще в 2005 году. С тех пор изменилось так много, что опираться на аналитику тех лет невозможно. Поэтому ключевые поправки разработаны с учетом положений "Стратегии-2030", которая, по сути, должна стать главным "сопроводительным" документом для генплана.
Сейчас власти города вынашивают идею принять такие актуальные и важные поправки, чтобы документ не нужно было трогать в ближайшие годы. А это станет осуществимо, только если Петербург будет развиваться в том векторе, что задан "Стратегией" и другими программными документами.