На прошедшем недавно в Петербурге Российском энергетическом форуме представители предприятий с многолетним опытом собственных разработок констатировали, что между рождением и внедрением инноваций - настоящая мертвая зона.
- Единственный экономический эффект внедрения инноваций в энергетике - это снижение потерь, другого эффекта в работе энергетических компаний пока "не нащупали", - говорит директор департамента технологического развития и инноваций "Россети" Владимир Софьин. - На программы инновационного развития компаний с госучастием тратят приличные средства, но пока не знают, как сделать так, чтобы они вывели на новый технологический уровень всю отрасль. В такой консервативной сфере, как энергетика, по щелчку это сделать не получится. Новые материалы и компоненты потребуют от энергетики долгой подстройки и изменений.
Директор фонда энергетического развития Сергей Пикин рассказал, что сегодня в энергетике возникла путаница, и сами предприятия-генераторы не знают, в каком оборудовании нуждаются, что нужно импортировать, а что делать самим.
- Эта путаница возникла внутри правительства, принято много разных программ, - говорит Пикин. - На мой взгляд, надо проанализировать, что ввозится для энергетики в нашу страну по номенклатуре на таможне, тогда и станет ясно, какие виды продукции нам реально нужны. Я знаю, например, что наши предприятия остро нуждаются в насосах определенного типа. Но статистика таможни показала, что по всему ТЭК в целом ввозится продукции на 270 миллиардов рублей, и в этой общей массе коды продукции не всегда позволяют определить реальные потребности предприятий. Например, судя по кодам, оказалось, что в страну ввезено только ветрооборудования на 40 миллиардов рублей - это нереальное количество, где вы столько таких устройств видели на производствах?
По словам эксперта, это показывает, что, помимо большой энергетики, где оперируют крупные заказчики с собственными программами инноваций, есть огромный сегмент малых и средних компаний, даже домохозяйств, которые являются потенциальными заказчиками этой продукции. Объем заказов здесь сопоставим.
- Часто в погоне за разработкой новых технологий мы теряем из виду их внедрение в энергетику. Кто в стране будет этим пользоваться? - спрашивает он. - Страшно представить, сколько идей из России прописались за рубежом в виде промышленных образцов, которые мы в итоге же и закупаем. В России отдельные таможенные пошлины на ввозимые комплексные решения высоки, а на комплектующие эти пошлины гораздо ниже, поэтому часто в таком виде их и ввозят. И получается, что государство, ограничивая пошлинами определенные виды продукции в стране, параллельно проигрывает по другому направлению. Поэтому выходом остается тщательное изучение кодов и таможенной статистики, чтобы грамотно сбалансировать импорт.
Как поясняет ректор Московского энергетического института Николай Рогалев, сегодня отечественная энергетическая отрасль характеризуется зависимостью от иностранного капитала, запущенностью инноваций, так как ими долго не занимались. Оборудование износилось физически и морально, в области тепловой генерации практически все зарубежного производства. Параллельно в отрасли назревает и кибернетическая угроза, когда энергомашины могут быть остановлены через GPS или другую систему, и эту проблему тоже надо как-то решать. Лучше всего у нас замещены только малые турбины - почти на 80 процентов, своих крупных турбин мощностью 110 мегаватт для крупных парогазовых установок с КПД около 60 процентов в стране нет.
- Технологии умного потребления, новое поколение приборов - все должно создавать определенные конкурентные преимущества для компаний, производящих эти инновации. В России есть несколько компаний с технологическим лидерством. В целом по всему миру в энергетике на
НИОКР тратят около 30 миллиардов долларов в год, но исследования компании проводят не сами, а через сеть университетов и исследовательских центров. В России же скептики выступают против такой схемы, они готовы закупать готовый продукт, а не создавать свой. Однако рынок показал: чем больше компания инвестирует в НИОКР, чтобы получить стратегии инновационного характера, тем выше ее прибыльность.
В России условия для этого пока неблагоприятные. По словам экспертов, у нас фактически нет компаний, которые могут себе позволить привлечь деньги для исследований на лучших условиях, чем под 16-28 процентов годовых.
- Что же такое нужно изобрести, чтобы окупиться хоть как-то? - недоумевает эксперт. - Совершенно нерационально вынуждать компании брать кредиты под такие проценты и заставлять заниматься НИОКР.