02.06.2015 21:55
    Поделиться

    Документы на регистрацию недвижимости разрешили подавать через интернет

    Росреестр начал прием документов на регистрацию прав в электронном виде
    Федеральная служба госрегистрации, кадастра и картографии начала принимать в электронном виде документы для госрегистрации прав на недвижимость во всех регионах России. Как зарегистрировать права через Интернет, рассказывает руководитель Росреестра Игорь Васильев.

    Как воспользоваться сервисом и есть ли какие-либо ограничения?

    Игорь Васильев: Чтобы зарегистрировать права на недвижимость с помощью нового сервиса, потребуется заполнить заявление и прикрепить все необходимые документы в электронном виде. Правильно собрать пакет документов помогает другой сервис портала Росреестра - "Жизненные ситуации". Если выбрать тип объекта, с которым планируется сделка, тип операции (купля-продажа, дарение, наследование) и ответить на несколько вопросов, в итоге получите полный перечень необходимых документов. Их и надо приложить к заявлению.

    Важный момент - все отправляемые документы, включая заявление, должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью. Такая подпись защищает заявителей от мошенничества. Сертификат электронной подписи можно приобрести в одном из аккредитованных минкомсвязью удостоверяющих центров. Их перечень есть на портале Росреестра. Заверять документы электронной подписью должен автор или авторы документов, например, договор купли-продажи должен быть подписан в электронном виде всеми его сторонами. Если заявитель не автор документа (например, он выдан госорганом в бумажном виде), он может заверить его или у нотариуса, или у ведомства, выпустившего документ.

    Результаты по итогам оказания услуги передаются по электронной почте в виде ссылки, которую надо указать в заявлении. Кстати, выписку из ЕГРП можно также получить в электронном виде с электронной подписью регистратора. Бумажный документ может быть затребован при обращении в другие организации (банки или налоговую службу).

    В конце 2015 года мы планируем начать оказание услуги по приему документов на регистрацию прав вместе с другими услугами Росреестра через единый портал госслуг.

    В чем выгода заявителя?

    Игорь Васильев: У граждан и бизнеса появилась возможность получить более комфортным способом самую популярную и сложную услугу. В прошлом году Росреестр зарегистрировал более 25,5 миллиона прав, сделок, ограничений и обременений. Важно, что мы свели влияние человеческого фактора к минимуму: теперь заявитель самостоятельно подает документы и не зависит от действий чиновника. Исключается возможность вмешательства в подачу документов посредников, которые, к сожалению, не всегда добросовестные.

    Еще важный момент - заявитель избавлен от необходимости визита в офис. Но у каждого остается выбор - при желании документы можно подать традиционным способом - на бумаге, посетив офис Росреестра, Федеральной кадастровой палаты или МФЦ, можно отправить пакет документов с описью по почте. То есть мы никому не навязываем электронные технологии, мы даем гражданам полную свободу выбирать. Это и есть одно из условий обслуживания высокого класса.

    Среди каких групп заявителей вы прогнозируете наибольший спрос?

    Игорь Васильев: Мы ожидаем, что наибольшим спросом услуга госрегистрации прав в электронном виде будет пользоваться у представителей бизнес-сообщества. Им по роду деятельности приходится подавать в Росреестр большое количество пакетов документов - иногда более 100 одновременно. В то же время при обращении в офис действует правило, по которому количество пакетов, которые можно сдать за один визит, ограничено. Мера эта была принята давно, и она вынужденная - иначе заявители, пришедшие в офис с десятками пакетов документов, в один момент парализовали бы работу офиса. Росреестр, конечно, радеет за всех заявителей - и тех, кто приходит с одним пакетом, и за тех, кто подает документы "оптом". Например, для компаний-застройщиков в Москве мы открыли специализированные окна, в которых принимают большое количество пакетов документов одновременно. Однако настоящим решением проблемы, как нам видится, станет именно подача документов в электронном виде, для которого нет никаких ограничений по количеству пакетов. Это должно быть очень удобно для тех же застройщиков, риелторов, нотариусов и прочих представителей профессиональных сообществ.

    Какой должна быть доля услуг Росреестра в электронном виде по плану?

    Игорь Васильев: Не менее 70 процентов до конца 2018 года. И мы неуклонно идем к этой планке. Например, в 2013 году в электронном виде было оказано 19 процентов услуг по кадастровому учету, в 2014 году этот показатель вырос уже до 28 процентов. В прошлом году более 35 процентов выписок из ЕГРП и 30 процентов сведений ГКН также были предоставлены в электронном виде. С 1 июня 2015 года мы предоставим гражданам возможность просматривать, получать и копировать сведения из ЕГРП и ГКН в виде электронного документа в режиме реального времени. Причем мы сократили промежуточные операции, и заявители получат доступ непосредственно к информационным ресурсам, содержащим сведения ЕГРП и ГКН. Надо сказать, что популярность электронных услуг растет: в прошлом году количество пользователей портала увеличилось на 30 процентов, почти до семи с половиной миллионов.

    Поделиться