03.06.2015 00:49
    Поделиться

    Пакистан надеется сократить энергодефицит с помощью Киргизии

    Пакистан ищет в Киргизии спасения от энергокризиса
    Премьер-министр Исламской Республики Пакистан (ИРП) Наваз Шариф посетил столицу Киргизии в рамках краткого вояжа по бывшим советским республикам Средней Азии. Итогом двухдневного официального визита главы правительства ИРП стало подписание соглашений о двустороннем сотрудничестве в сферах борьбы с наркоторговлей и предупреждения стихийных бедствий. Впрочем, несмотря на очевидную важность обоих документов, главной причиной переговоров, судя по всему, были совсем не они.

    Зачем Шариф летел в Бишкек

    В ходе визита высокого гостя, согласно официальным источникам, обсуждались состояние и перспективы развития экономического и гуманитарного сотрудничества. Что скрывается за этими формулировками? В правительстве КР утверждают, что киргизская сторона заинтересована в создании новых транспортных коридоров.

    - Пакистан располагает огромными человеческими ресурсами и выходом к морю, - заявил премьер-министр КР Темир Сариев. - Вступление Киргизстана в Евразийский экономический союз и возможность выхода к морю благодаря работе с Пакистаном дают нам уникальный шанс. КР может стать мостом между севером и югом путем присоединения к региональным транспортным коридорам.

    Официальный Бишкек, по словам Темира Сариева, придает большое значение реализации многостороннего соглашения между Киргизией, Казахстаном, Пакистаном и Китаем о грузовых и автоперевозках между Центральной и Юго-Восточной Азией. Речь идет о создании так называемого экономического коридора, важного как для сотрудничества в рамках ШОС, так и в рамках предлагаемой КНР стратегии нового Шелкового пути.

    - Экономические и торговые связи между нашими странами остаются пока на низком уровне, - согласился Наваз Шариф на встрече с Темиром Сариевым. - Мы должны предпринять шаги, чтобы изменить ситуацию. У двусторонних отношений Пакистана и Киргизстана есть большой потенциал, который нужно реализовать.

    Впрочем, проект, который действительно имеет для сторон главную практическую ценность и открывает перед ними перспективы, касается вовсе не гуманитарного или торгового сотрудничества, а энергетики. Это, как утверждают неофициальные источники, тот самый проект CASA-1000, реализацией которого стороны пытаются заняться уже около десяти лет. Именно он, по версии местных экспертов, и был главной темой переговоров пакистанского премьера в Киргизии. Косвенно это подтвердили и главы правительств обеих стран.

    ЛЭП на юг

    Пакистан испытывает нехватку мощностей, необходимых для развития экономики, Киргизия, вместе с тем, располагает значительными водными ресурсами, которые, по оценкам специалистов, использует неэффективно и не в полной мере. По подсчетам экспертов, республика освоила только 10 процентов своего гид-роэнергетического потенциала, и имеет возможность выйти на мировой энергорынок. Мешает одно "но" - отсутствие генерирующих мощностей, способных вырабатывать столько электричества, сколько необходимо не только для покрытия собственных потребностей. Впрочем, как полагают в Бишкеке, это явление временное. Тем более, что сейчас в Киргизии при содействии России возводится сразу несколько крупных энергообъектов на реке Нарын, а с помощью Китая планируется построить теплоэлект-ростанцию на угольном место-рождении Кара-Кече.

    Проект CASA-1000 охватывает четыре страны - Киргизию, Таджикистан, Афганистан и Пакистан. Причем первые две, по сути, станут поставщиками электроэнергии, а оставшиеся - потребителями. Хотя конечным адресатом станет Пакистан. Проект поддерживается международными финансовыми институтами, включая Всемирный банк и Исламский банк развития. CASA-1000 предполагает продажу Киргизией и Таджикистаном энергии в летний период, когда обе республики осуществляют сброс большого объема воды для ирригационных нужд соседних Казахстана и Узбекистана.

    - Киргизстану и Пакистану нужно усилить практическую работу по реализации проекта CASA-1000, - признает премьер-министр КР Темир Сариев. Однако, по его словам, для полной и своевременной реализации проекта необходима тесная и скоординированная работа всех стран-участниц.

    - В свете бурного развития экономики КР и стран Юго-Восточной Азии растет потребность в энергоресурсах, - говорит Темир Сариев. - Увеличивающийся дефицит может покрываться посредством поставок в летний период излишков электричества из Центральной Азии. Пакистан занимает шестое место в мире по численности населения и испытывает дефицит электроэнергии. Поэтому страна заинтересована в скорейшей реализации проекта CASA-1000. Киргизстан, в свою очередь, готов активно участвовать в проекте. Нам он важен для развития национальной экономики и регионального сотрудничества.

    - Проект CASA-1000 может снизить дефицит электроэнергии в Пакистане, - заявил в Бишкеке Наваз Шариф. - Экономический рост Пакистана в значительной степени зависит от электричества. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы проект был реализован в ближайшее время.

    Талибы не против?

    Реализации амбициозного проекта долгое время мешало и, по большому счету, продолжает мешать развитие событий в Афганистане, где продолжаются боевые действия между правительством, поддерживаемым США, и оппозицией. ЛЭП, которую предполагают провести в рамках CASA-1000, проходит через так называемую "зону племен", которая в значительной степени контролируется движением "Талибан". Смогут ли власти Пакистана и Афганистана обеспечить безопасность ЛЭП и подстанций, остается большим вопросом.

    Впрочем, это не единственное препятствие, с которым могут столкнуться стороны при реализации проекта. Главным из них, пожалуй, пока остается дефицит генерирующих мощностей в самой Киргизии. Как признает правительство КР, рост потребления электроэнергии в республике привел к ее нехватке на внутреннем рынке. Причем это можно назвать не только инфраструктурной проблемой. Глобальное изменение климата привело к тому, что в течение последних лет в Киргизии все чаще наблюдается сокращение количества осадков, что, соответственно, приводит к уменьшению объема воды, которая накапливается в водохранилищах страны. В связи с этим минувшей зимой респуб-лика впервые за многие годы была вынуждена импортировать электроэнергию из Казахстана.

    Как признают эксперты, успешность проекта CASA-1000 во многом зависит уже не только от способности Киргизии и Таджикистана (РТ) вырабатывать электроэнергию в требуемом объеме, но и от того, насколько успешно и эффективно обе страны смогут управлять водными ресурсами. Тем более, что этот вопрос зачастую связан с политическими факторами. В частности, с позицией Узбекистана (РУз), который выступает против ввода новых гидроэлектростанций как в КР, так и в РТ, полагая, что подобные объекты приведут к сокращению стока рек, используемых РУз для ирригации.

    Вместе с тем

    Согласно предварительным оценкам Всемирного банка и Исламского банка развития, инфраструктура, необходимая для выработки электроэнергии в рамках CASA-100, уже имеется даже без ввода новых вырабатывающих мощностей. Однако чтобы осуществлять ее поставку в Южную Азию, необходимо построить две ЛЭП общей протяженностью свыше 1,2 тысячи километров, а также три подстанции - в Сангтуде, Кабуле и Пешаваре. Проект предусматривает передачу электроэнергии в объеме примерно 1300 мегаватт ежегодно.

    Поделиться