03.06.2015 00:44
    Поделиться

    Андрей Богуславский: Банк должен сам выходить на клиента

    Система рисков и оценка заемщиков из числа корпоративных клиентов в 2015 году стала намного жестче. Это признают и сами кредитные организации. Фильтр все чаще не проходят даже те, кто вчера считался "проверенным" партнером. Насколько реально работать в таких условиях с бизнесом тем, кто специализируется на корпоративном направлении, "РГ" рассказал Андрей Богуславский, заместитель председателя правления Абсолют Банка.

    Как сегодня оцениваются заемщики?

    Андрей Богуславский: При абсолютно консервативном подходе в плане управления рисками действует четкое правило: заемщики определенного качества не рассматриваются ни при какой структуре сделки, просто отсекаются - и все. Мы используем несколько иной подход: стараемся найти такую структуру сделки, при которой банк будет защищен. То есть не говорим жесткого "нет", а говорим "да", но при таком-то условии. Это требует нешаблонного подхода, но мы готовы работать по такому принципу.

    Почему многие эксперты сходятся в том, что именно в 2015 году проявятся риски в корпоративном кредитовании, если учесть, что предпосылки кризиса были очевидны еще в 2014 году?

    Андрей Богуславский: Да, предпосылки были, и они были заметны, так что вполне закономерно, что реализовываться они начали в первом полугодии 2015 года. Многие компании вошли в 2015 год с высокой степенью закредитованности и высокой зависимостью от рефинансирования кредитов, что еще больше ухудшает их положение и подводит к ситуации невозможности исполнения своих обязательств перед банками. Когда в декабре прошлого года ЦБ поднял ключевую ставку, то для всех заемщиков поднялась цена кредитов, что логично. При этом модели бизнеса клиентов, безусловно, не предусматривали такую высокую стоимость ресурсов. Часть из них предпочли завести акционерный капитал для поддержания бизнеса, так как не были готовы к кредитам по новым ставкам. Часть - брали и берут по действующим ставкам, другие заморозили проекты. Некоторые обратились за реструктуризацией, понимая, что не в состоянии обслуживать такие ставки. Кроме того, не надо забывать о том, что у значительного числа клиентов объемы бизнеса существенно сократились, соответственно, источники погашения текущего кредита сократились тоже.

    Очевидно, что темпы кредитования окажутся в этом году гораздо ниже, чем в 2014-м. Что в нынешней ситуации должны делать банки, чтобы не потерять корпоративных клиентов совсем и, собственно, удержать сегмент бизнеса?

    Банк может и должен при данных условиях рынка сам выходить на клиента еще до того, как у компании возникнут сложности

    Андрей Богуславский: Банк может и должен при данных условиях рынка сам выходить на клиента еще до того, как у компании возникнут сложности. Есть определенные точки, по которым можно увидеть, что пора определить для компании план антикризисных мероприятий. Для этого есть основания. С одной стороны, корпоративные заемщики несут возросшую нагрузку по обслуживанию долга, с другой - не могут отказаться от кредитов даже по высоким ставкам, так как этот шаг приведет к разрушению их модели бизнеса. На этом фоне очень важно, когда компания совместно с банком вовремя составляет такой перечень мероприятий, который позволяет ей выйти на уровень устойчивой модели бизнеса. Гораздо хуже ситуация, когда клиент не пришел в банк вовремя, хотя понимал, что состояние дел меняется для него не в лучшую сторону, но не составил план мероприятий, который помог бы ему спасти бизнес и остаться на плаву. В случае, когда время упущено, любые меры финансовой поддержки уже не эффективны, даже если банк-партнер готов искать варианты и идти навстречу.

    Насколько с начала года снизился круг компаний из числа среднего бизнеса?

    Андрей Богуславский: Число клиентов, которые обращаются к нам за кредитами в период кризиса, напротив, возросло. К нам приходит и крупный бизнес. При этом мы, конечно, понимаем, что чаще всего происходит обычный переток клиентов из других банков, которые по каким-то причинам отказывали клиентам в кредитах, либо резко возросло время проведения внутренних процедур оценки финансового состояния заемщиков. А если смотреть на рынок в целом, то, безусловно, число компаний малого и среднего предпринимательства, которые готовы брать кредиты, сократилось примерно на 20 процентов.

    Что ждет рынок корпоративного кредитования после изменения ключевой ставки?

    Андрей Богуславский: Мы ожидаем, что спрос на корпоративные кредиты заметно увеличится из-за общего снижения уровня процентных ставок на рынке. Но это, как правило, касается кредитов для обеспечения текущей деятельности. При этом при нынешнем уровне процентных ставок мы не видим предпосылок для роста инвестиционных проектов, и, следовательно, резкого увеличения объемов инвестиционного кредитования. Рынок с осторожным оптимизмом надеется, что ЦБ сохранит темпы снижения ключевой ставки, что будет приводить к увеличению спроса на финансирование со стороны корпоративных клиентов.

    Поделиться