Сколько всего паломников отправилось из Кирова в среду, пока неизвестно. Но речь идет о десятках тысяч людей, приехавших из разных регионов страны и из-за рубежа. Кто-то поселился в гостинице или у знакомых, а часть накануне раскинула палатки на стадионе "Трудовые резервы" близ территории Свято-Трифонова монастыря.
Например, как сообщили в Вятской епархии, из города Дудинки с полуострова Таймыр приехала опытная паломница Лариса Васильевна, которая привезла на ход всю семью. До Москвы летели четыре часа на самолете, а из столицы до Вятки добирались поездом. На реку Великую она ходит уже несколько лет подряд. Нынче второй раз в крестный ход идет ее дочь Мария и, конечно, внуки не могли остаться дома. Десятилетний Давид говорит, что "пусть и трудно бывает идти, но очень нравится. У нас Енисей только вскрылся ото льда, а здесь уже лето, кругом зелень".
- Крестный ход дает нам силы на весь год. Укрепляет духовно, - говорит Мария.
Среди паломников люди всех возрастов и профессий. Здесь можно встретить и грудного ребенка, и восьмидесятилетнего старца. Есть немало инвалидов. Не ходячих везут на инвалидных колясках. Кто-то всю дорогу будет идти на костылях. Молва о силе Великорецкого хода, об излечившихся от болезней давно ходит по России.
Есть целые группы паломников, прибывшие на ход вместе со своим приходским священником. Кто-то экипирован, как заправский турист, несет с собой и спальник, и палатку. А кто-то не только ничего не несет, но даже идет босиком, а кроме того несет на себе тяжелую икону или крест. И хотя ход - тяжелейшее испытание, но, как говорят паломники, радость дает такую, что хватает потом на целый год.
После торжественного богослужения многотысячный отряд паломников отправился на реку Великую исполнить древний обряд - принести туда образ Николая Чудотворца и вернуть обратно в Киров.
Напомним об истории хода. По преданию, в 1383 году на высоком берегу реки Великой крестьянину Агалакову явился образ святителя Николая. Вскоре от иконы начались исцеления и чудотворения. Молва о явлении чудотворного образа быстро разнеслась по округе, люди приходили на место явления иконы, благодарили Бога за дарованную им святыню, получали духовное утешение и исцеление. Общими усилиями построили крестьяне на месте явления иконы часовню, а позже началось строительство храма - более достойного места для чудотворного образа.
В XIII-XIV веках русские люди только еще начали поселяться на Вятской земле, заселенной в основном языческими племенами. Беспокойство за святыню побудило вятчан в 1392 году перенести образ с берегов реки Великой в город Хлынов (в то время и до 1780 года центр Вятского края имел такое название). Хлыновцы дали обет ежегодно приносить икону на место явления. Так родилась одна из самых давних традиций Вятской земли - Великорецкий крестный ход.