На челябинских АЗС резко выросла доля суррогата

В российских регионах стартовали массовые проверки автозаправочных станций (АЗС). На Южном Урале за десять лет отсутствия какого-либо контроля в этой сфере продажа суррогатного бензина  стала обычным явлением.  Есть ли возможность вывести из тени недобросовестных продавцов топлива, выяснял корреспондент "РГ".

Лет 20 назад качество автомобильного бензина в регионе контролировалось жестко. По словам начальника челябинского филиала ФГУ "Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Южно-Сибирском регионе" Нины Скиндер, под присмотром госинспекции находилось около 400 предприятий, реализующих различные виды топлива, в результате к 2004 году на рынке нефтепродуктов был наведен порядок: доля контрафакта снизилась до 1,5 процента. Однако уже через год контролирующие органы утратили эти полномочия, и топливный рынок заполонили суррогаты.

- Малые предприятия и ИП получили широкий доступ к газоконденсатным продуктам, из которых стали самостоятельно делать нечто, похожее на топливо, - констатирует Нина Скиндер.

Теперь, по некоторым оценкам, "паленого" бензина на рынке до 40 процентов. В экспертной лаборатории, до сих пор сохранившейся при госучреждении, продолжают проверять качество бензина, но исключительно по обращениям граждан и за их счет. Среди наиболее часто выявляемых нарушений - несоответствие по октановому числу либо наличие в составе топлива серы. Нередко на автозаправках подменяют класс бензина - дешевое топливо выдают за более дорогое, что позволяет значительно увеличить рентабельность и без того высокодоходного бизнеса.

- Разовые проверки АЗС - шаг вперед по наведению порядка на рынке нефтепродуктов, но масштабного эффекта от них ждать не стоит, - говорит Нина Скиндер. - Нужно возобновить систематический контроль.

Инициативу поддержали общественные организации автолюбителей.

- В прошлом году мы провели рейд по южноуральским АЗС: проверяли горючее с помощью экспресс-тестов, - рассказывает уполномоченный представитель Федерации автовладельцев России на Урале Виталий Лобода, - из трех десятков проверенных заправок только на семи продукция соответствовала требованиям.

Помимо снижения качества топлива недобросовестные заправщики практикуют недолив.

- Мы пломбируем места доступа к колонкам, - говорит начальник отдела поверки теплотехнических средств измерений ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Челябинской области" Александр Устьянцев, - но сотрудники АЗС регулярно срывают пломбы. В основном этим грешат мелкие заправки.

В последнее время ловить их за руку стало гораздо труднее. Периодичность плановых проверок - не чаще одного раза в пять лет, да и проводятся они только после обязательного согласования с прокуратурой области и уведомления руководства компании. Понятно, что к визиту контролеров недобросовестные бизнесмены успевают подготовиться.

- В Татарстане, Башкортостане и Санкт-Петербурге уже не первый год действуют постановления региональных правительств, регулирующие деятельность АЗС, поэтому и порядка в этих субъектах РФ гораздо больше, - говорит Нина Скиндер. - Почему бы на Южном Урале не ввести подобные меры?

Предприниматели, в свою очередь, убеждены, что метод кнута не улучшит, а лишь усугубит ситуацию: карательные меры подстегнут уход с рынка представителей малого и среднего бизнеса, которых и так остались единицы.

- Частных АЗС в регионе практически нет, их вытеснили крупные вертикально интегрированные холдинги, - говорит Алексей Савинков, директор компании, занимающейся оптовыми поставками бензина. - Зачастую даже те заправки, где сохранились прежние вывески, давно работают на хозяина с мировым именем.

Вероятно, в этом есть свои плюсы, ибо нарушения чаще выявляются не мелких АЗС. Однако тотальное поглощение региональных компаний "мастодонтами" нефтянки привело к диктату цен со стороны монополистов.

- Ценообразование в этой сфере никакого отношения к экономике давно не имеет, - говорит Алексей Савинков. - При этом зависимость розничных цен от оптовых минимальна.

Как сообщила замруководителя Челябинского УФАС Елена Рысева, в регионе ведется еженедельный мониторинг средних цен на топливо, которые предоставляют в ведомство все крупные игроки рынка. Однако повлиять на ситуацию антимонопольщики могут лишь в том случае, если выявят установление монопольно высоких цен или наличие картельного сговора. Напомним, в конце прошлого года произошло резкое падение биржевых индексов на нефть, однако на АЗС при этом сохранялись высокие цены. Но ФАС в этой ситуации сговора не усмотрела.

- В структуре розничных цен стоимость сырой нефти составляет не более 10 процентов, при этом почти 60 процентов "съедают" налоговые отчисления - акцизы, налоги на добычу полезных ископаемых, на землю, НДС, - поясняет Елена Рысева. - Поэтому резкое падение стоимости барреля практически не отразилось на рознице: ценник на АЗС тогда упал в среднем на 50 копеек.

По наблюдению Алексея Савинкова, в оптовом сегменте случаются невероятные падения цен на топливо, но на рознице практически не отражаются. Тенденция такова, что стоимость горючего на АЗС только растет, вне зависимости от биржевых котировок.

компетентно

Виктор Водеников, начальник отдела госнадзора по Челябинской области УМТУ Росстандарт:

- В нашем отделе работают всего три инспектора. К проверкам АЗС мы привлекаем лаборатории, за их услуги нужно платить, а деньги нам выделяются из федерального бюджета, и их не так много. В прошлом году мы провели в области порядка десяти проверок качества нефтепродуктов. При этом мы обязаны предупреждать компании за три дня. За это время можно успеть слить плохой бензин, очистить резервуары и залить качественную продукцию.

P.S.

Представители прокуратуры Челябинской области и Росстандарта уже проверили свыше 30 АЗС региона, а также пять нефтебаз. Отобраны образцы бензина, они направлены на лабораторное исследование. Возбуждено десять дел об административных правонарушениях, внесено три представления об устранении нарушений закона. Проверки продолжаются.