02.06.2015 22:00
    Поделиться

    Новому железнодорожному тоннелю в Хабаровском крае исполнилось три года

    С момента открытия нового пути от Оунэ до Высокогорного перевозки к портам на побережье Татарского пролива выросли более чем в три раза
    Ровно три года назад - в ночь с 3-го на 4 июня - был пробит новый железнодорожный тоннель на Кузнецовском перевале Сихотэ-Алиня, что в Хабаровском крае.

    Вот как об этом писала в те дни "Российская газета": "Ротор тоннелепроходческого комплекса размером с трехэтажный дом пробурил последние слои скальной породы в тот момент, когда на противоположном конце России - в Краснодарском крае - открывали после реконструкции Большой Новороссийский железнодорожный тоннель. Два события связал видеомост, по которому к дальневосточникам обратились президент России Владимир Путин и президент РЖД Владимир Якунин".

    Через горы - к морю

    Еще в конце XIX века, когда Россия с блеском воплощала грандиознейший проект - Транссибирскую магистраль, речь заходила о том, что самая длинная в мире железная дорога должна иметь два выхода к морю: не только через Владивосток, но и через порты, лежащие гораздо северней.

    К этой идее вернулись в 1927-м. Тогда, кстати, будущую линию впервые назвали БАМ. Таежный край изыскатели исходили-исплавали на крохотных лодках-долбленках по горным рекам, пешком и на лошадях охотничьими, а то и звериными тропами. Самой сложной задачей оказалось пересечение Сихотэ-Алиньского хребта. Из трех десятков вариантов выбрали план инженера Арсения Кузнецова с 400-метровым тоннелем.


    Перевал и тоннели названы в честь инженера Арсения Кузнецова. Он умер прямо на трассе, в разгар стройки. Фото: Олеся Курпяева/ РГ.

    Восточное крыло БАМа от Комсомольска до Советской Гавани начинали строить дважды. Сначала в 1939 году, и даже успели проложить 180 километров из намеченных 450. Однако в апреле 1941-го по инициативе Лаврентия Берии стройку остановили, даже рельсы сняли и отправили на более важные объекты. Спустя два года Государственный комитет обороны принял решение ввести в действие Восточный участок второго выхода Транссиба к Тихому океану, и строительство N 500 (под этим номером оно значилось в документах НКВД) закипело вновь. И новая магистраль, местами сшитая "на живую нитку", сыграла свою роль во время боевых действий в августе 1945-го на Южном Сахалине и Курильских островах.

    И тогда, и ныне самым сложным участком был и остается перегон от станции Оунэ до Высокогорного через Кузнецовский перевал.

    - Всего-то 36 километров, а сколько труда и мастерства требуется, чтобы провести там состав! - говорит машинист-инструктор Алексей Блондин, 15 лет отдавший любимому делу. - Дорога круто петляет, поднимаясь по склону хребта, проходит тоннелем и вновь идет в гору. А после перевала спуск сложный и крутой, со множеством кривых малого радиуса - только успевай тормозить. Тяжело здесь шли поезда.

    На ракете сквозь скалу

    В новом веке в Хабаровском крае начали создавать первую в России портовую особую экономическую зону. Ванино и Советская Гавань замахивались на перевалку до сотни миллионов тонн грузов в год - контейнеров, зерна, угля, нефти, металлов...

    Да только однопутный Северный широтный ход едва справлялся с 12 миллионами. Главным же барьером был участок Оунэ - Высокогорный. Так и пыхтели там локомотивы, тягая составы по крутым подъемам и извивам трассы. А состояние железнодорожного тоннеля и вовсе стало предаварийным. Решение, как и за 70 лет до этого, было радикальным: проложить обходную дорогу с новым тоннелем, чтобы путь через Сихотэ-Алинь стал более пологим. Тогда и вес поездов можно поднять более чем в 1,5 раза - с 3,4 до 5,6 тысячи тонн.


    Лето 2012 года. За пультом управления тоннелепроходческого комплекса. Он работал без шума и пыли. Операторы трудились в белых рубашках. Фото: Татьяна Дмитракова/ РГ.

    К реализации проекта приступили в 2007 году. Причем в тот момент в районе проведения работ не было ни источников энергоснабжения, ни автомобильных дорог.

    Новый Кузнецовский - это, по сути, два тоннеля: сначала пробили транспортно-дренажную штольню, а затем параллельно ей основной ход длиной 3890 метров.

    Основной тоннель прогрызал в скале горнопроходческий комплекс Lovat - "Большая машина", как прозвали его строители. Размеры агрегата, похожего на космическую ракету, поражали: длина - 125 метров, диаметр ротора с 54 ножами - 9,5 метра. Да еще лазерная система контроля трассы.

    - Особенность работы на этом объекте в передовой технологии непрерывного действия: сразу за проходческим щитом укладывали железобетонные сегменты. В результате под землей ни влаги, ни пыли. Операторы тоннелепроходческого комплекса трудились в белых рубашках, - объяснял начальник Дальневосточной железной дороги Михаил Заиченко.

    Сервисную штольню проложили за 11 месяцев, почти на полгода раньше намеченного срока. Основной тоннель - за полтора года, перекрыв план на пять месяцев.

    - Эти цифры близки к рекордным, таких темпов работы в России не достигал еще никто, - гордился один из строителей нового Кузнецовского, замруководителя компании "СтройТрест" Владимир Ильин.

    Даже в сложном для страны 2008 году деньги из федерального бюджета выделялись всегда вовремя и в полном объеме, так что строительство не останавливалось ни на час. Общая стоимость реконструкции участка Оунэ - Высокогорный 59,9 миллиарда рублей. Тоннель с подходами обошелся в 23,5 миллиарда, из них 17,3 - средства государства, 6,2 - ОАО "РЖД".

    Под занавес 2012 года началось движение через новый тоннель. "На прямой связи с Дальним Востоком в этот момент находился президент государства Владимир Путин, по команде которого в тоннель вошел первый грузовой поезд, - цитируем вновь "Российскую газету", теперь уже за декабрь 2012-го. - Глава страны назвал строительство Кузнецовского очень важным шагом к укреплению транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и хорошим примером сотрудничества государства, бизнеса и местных властей".

    "Умный" тоннель

    Даже на пороге лета вершины близ Высокогорного припорошены снегом. Подбеленные сопки щетинятся иглами тощих берез и взлохмаченными колючками елок. "У нас как в Альпах: солнце яркое, снег чистый и воду можно пить прямо из ручья", - улыбается заместитель начальника дистанции инженерных сооружений Михаил Курзанцев. Под его присмотром и новый тоннель, и старый.

    Тоннель-ветеран выводить из эксплуатации железнодорожники не стали, а разработали особую систему пропуска поездов. По новой линии, которая к тому же на 11 километров короче прежнего пути, идут к Тихому океану тяжелые составы, груженные углем и лесом, нефтью и глиноземом, а также пассажирский поезд сообщением Владивосток - Советская Гавань. В обратную сторону порожняк следует по старому маршруту. Этим же путем возвращаются подталкивающие локомотивы.

    - Работать стало несравненно комфортнее и удобнее, ведь новый участок практически прямой что в горизонтальном, что в вертикальном направлении, - говорит машинист Алексей Блондин. Он восемь-девять раз за месяц проводит здесь составы.

    - И нет необходимости, как раньше, делить грузовые составы перед перевалом, чтобы снизить вес, и соединять их после перехода через хребет, - добавляет он.

    Благодаря этому срок доставки грузов сократился почти на сутки, а из трех локомотивов-толкачей оставили только один. Интенсивность перевозок со сдачей нового тоннеля, оценивает Михаил Курзанцев, выросла на все сто процентов.


    Лесной пожар подступал к тоннелю, но был остановлен. Фото: Олеся Курпяева/ РГ.

    - Для нас это создает сложности - не дают подходящих "окон" для работы: планируешь, скажем, три часа, а выделяют всего час между поездами, - сетует он. И тут же успокаивает: - Но угрозы безопасности никакой нет. Тоннель построен качественно. Все сделано с большим запасом прочности. За годы, что он действует, нештатных ситуаций не было. Наша задача следить за сооружением да не запускать его в дальнейшем.

    Сам он бывает в новом тоннеле дважды в неделю. Как правило, проходит его пешком: четыре километра туда, четыре обратно. А бригада отправляется на обслуживание ежедневно. Пару лет регулярно выходила "на обслуживание" и лиса - четко знала время обеда у людей и не пропускала его. Рыжую хитрованку прозвали Кузей. Вообще, что удивительно, ни стройка, ни шум составов не распугали зверье в горах. Порой изюбри неспешно переходят рельсы. Не раз близ тоннелей примечали медведей.

    Специалисты называют новый Кузнецовский "умным": его "жизнеобеспечение" - системы энергосбережения, вентиляции, отопления водоотводных лотков и дренажей - контролируют автоматические комплексы. В старый тоннель эксплуатационники приезжают два раза в неделю.

    - На нем работать, конечно, сложнее, ведь строился он по облегченным нормам военного времени, и сейчас, по прошествии 70 лет, этот ход все трудней содержать, - объясняет тоннельный мастер Денис Ботнарь. - Там устаревшая система дренажа - подземная, прямо под шпалами. И лотки уже переделывали, и скважины добавляли. Это дает результат, но кратковременный. А вода продолжает вредить бетону.

    Денису явно больше по душе новый тоннель. Сюда он пришел в 2009-м проходчиком. "Как раз на 500-м кольце основного тоннеля, - уточняет. - А теперь отвечаю за работу того, что сам строил".

    Путь вперед

    Уже закоптились от "дыхания" тепловозов некогда светло-серые порталы тоннеля-трудяги, ведь с момента открытия нового пути от Оунэ до Высокогорного перевозки к портам на побережье Татарского пролива выросли беспрецедентно - более чем в три раза. Прогноз на 2020 год - 58,1 миллиона тонн.

    - Срочно нужен еще один тоннель, - убежден Алексей Блондин. - Даже новый Кузнецовский однопутный, а на подходах к нему уже проложены вторые нитки.

    - Сейчас новый переход справляется с грузооборотом, но не секрет, что объемы перевозок к портам будут только расти, - согласен Игорь Галий. - Наш тоннельный отряд с большим желанием вновь придет на Кузнецовский перевал.

    В ДВЖД подтвердили: проектирование строительства следующего тоннеля запланировано на 2016 год. На станции с говорящим названием Косграмбо (в переводе с орочского языка - "путь вперед") стоит техника с надписями СК "Мост": стройучасток не ликвидирован полностью, ждет работы. Только обитаемого жилья здесь пара домов. Нарядное, 1947 года постройки, здание станции Кузнецовский путейцы приспособили под склад, поезда здесь теперь не останавливаются, постоянно живет один человек. Население Оунэ, по официальным данным, 16 душ, по неофициальным - единственная семья.

    А что поселок Высокогорный, давший имя амбициозному железнодорожному проекту? Что ему принесла столь важная для Дальнего Востока стройка? Статистика неутешительна: высокогорненцев 3151 человек, тогда как в начале 60-х было более 7,5 тысячи. Большая типовая школа на 920 мест, шикарно оборудованные кабинеты, учеников - 360. В четырехэтажном здании больницы пустовато. "Закрыли родильное отделение. Теперь как рожать срок подходит - в поезд и либо в Комсомольск, либо в Совгавань. А потом с крохой так же поездом домой", - поделилась недавним опытом молодая мамочка, гуляющая с коляской и собакой. В погожий день округу накрывают клубы пыли - асфальта здесь ни сантиметра.

    - Да и что из-за тоннеля в поселке изменится? Он же транзитный, - рассуждает Михаил Курзанцев. - Цивилизации бы немного, чтобы Высокогорный действительно был похож на городское поселение, как по документам значится, чтобы не уезжали отсюда люди.

    - Место жительства поменять? Нет! Я здесь родился и вырос, и братья мои. Я хозяин на этой земле, - твердо говорит Денис Ботнарь. - А дочки мои сами потом выберут, где жить и работать. Может быть, в Высокогорном?

     

    Поделиться