Это большой успех "Аэрофлота", чьей "дочкой" и является "Победа". Как и большой управленческий успех, в котором огромная заслуга генерального директора "Аэрофлота" Виталия Савельева. Именно он настоял на том, чтобы взяться за казавшееся малоперспективным направление, на котором до этого уже погорели некоторые другие компании - и в России возник новый сегмент авиаперевозок.
Что уж там говорить, в успех проекта верили далеко не все. Судачили, дескать, что лоукостер нужен "Аэрофлоту" не как таковой, а для прикладных целей. Якобы с его помощью авиакомпания лоббировала изменения законодательства, разрешение использовать невозвратные тарифы. Мол, как только изменения будут приняты, прекратятся и полеты "Победы", а перевозчик будет только использовать новые правила в своих интересах.
Но скептики оказались посрамлены. "Победа" не только взлетела в декабре прошлого года, но и начала активно расширять географию полетов. С мая кроме Москвы полеты в Сочи и Анапу будут выполняться из девятнадцати российских городов! Это поистине уникальные рейсы. Например, в Сочи можно долететь из Кирова, Белгорода или Магнитогорска. И здесь важна даже не столько цена, сколько сам факт полета по маршруту, которого нет в расписании других авиакомпаний.
В то же время и цены на билеты у "Победы" в полной мере отражают то, что мы вкладываем в понятие лоукостер. Из Москвы в Сочи и обратно можно долететь за 4650 рублей, из Архангельска в Москву и обратно за 4359 рублей. Полет по маршруту Екатеринбург - Москва - Екатеринбург вам обойдется в 5500 рублей, а Белгород - Москва - Белгород всего-то в 1958 рублей с копейками. Таким образом, "Победа" по цене конкурирует не только с другими авиакомпаниями, но даже и с железной дорогой. Авиаперевозки становятся все более доступными для миллионов россиян.
Причем дешево стало летать не только рейсами "Победы". Другие авиакомпании тоже вынуждены были прислушаться к вызовам времени и снижать цены. Не будет преуменьшением сказать, что появление лоукостера прямо-таки обрушило цены на внутрироссийском рынке. Сайт Aviasales подсчитал, что стоимость билетов на маршрутах, по которым летает "Победа", в среднем снизилась на 20%, а по многим направлениям и того больше. Летать в Москву из Волгограда стало дешевле на 56% , поскольку средняя цена снизилась с 11,28 тысячи рублей до 4,9 тысячи. А по маршруту Москва - Тюмень снижение составило 58%, что в абсолютных цифрах означает, что билеты подешевели на 9 тысяч рублей!
Учитывая все это, нельзя не усмехнуться, вспоминая тех, кто предрекал "Победе" провал. Не верить в успех столь благого для гражданской авиации дела было и не дальновидно, и не могло быть оправдано никакими узкокорпоративными интересами. Ибо "Победа" делает большое дело для всей отрасли, расширяя географию полетов и маршрутную сеть. Авиаперевозки стали дешевле, а значит, в разы доступнее для людей.
Идеология развития "Победы" сейчас представляется ясной как никогда. Необходимо вновь связать огромную страну авиамаршрутами, чтобы жители многих городов, например, могли бы в перспективе добраться до наших черноморских курортов без пересадок. Такой возможности они были лишены все постсоветское время. Наконец-то авиация, превратившаяся в 90-е в элитный вид транспорта, которым могли пользоваться далеко не все, становится ближе и роднее большинству народа - студентам, бюджетникам, жителям средних городов. Это большой шаг вперед, и за это нельзя не сказать спасибо "Победе" и ее материнской компании - "Аэрофлоту", взявшей на себя этот поначалу казавшийся провальным проект и сумевшей воплотить его в жизнь. А вместе с "Победой" авиация приходит к миллионам россиян.
Павел Данилин,
директор Центра политического анализа