04.06.2015 13:20
    Поделиться

    В Севастополе морские прогулки оказались вне закона

    Морские прогулки, приносившие доход владельцам катеров и незабываемые впечатления туристам, этим летом оказались вне закона. К 1 июня лицензию на пассажирские морские перевозки в Севастополе смогли получить всего несколько судовладельцев. Причина тому ужесточение требований к безопасности пассажиров, к чему представители малого бизнеса оказались не готовы.

    Лево руля

    В Балаклаве, где труд многих местных жителей связан с морем, уже спустили на воду и подготовили к работе катера, однако уверенности в том, что сезон состоится, ни у кого нет.

    - Получить лицензию для нас серьезная проблема, - говорит хозяйка катера Надежда. - Большинство уже оформили судовые билеты, акты технического обследования, пассажирские свидетельства, на все это ушло немало времени. Попасть на прием к чиновникам целое дело: очередь занимали с пяти утра, ждали неделями. Теперь выяснилось, что надо обучить ответственного за безопасность, а это дополнительный месяц, и еще столько же будут оформлять лицензию. Обучение стоит 16 тысяч рублей, страховка капитана и пассажиров около 20 тысяч, сама лицензия - семь тысяч. Не у всех есть такие деньги, а для многих балаклавцев их лодка - единственный источник дохода. Как людям прокормить семьи, если они не смогут работать в этом сезоне?

    По оценкам владельцев маломерных судов, с морскими перевозками в Севастополе связаны около 3000 человек - это капитаны, матросы, работники причалов, экскурсоводы, туроператоры. Если катера не пройдут лицензирование, все эти люди могут остаться без работы. Судовладельцы сетуют, что вовремя не получили информацию об условиях лицензирования да и надеялись, что сроки будут продлены.

    - В прошлом году действовали бессрочные украинские лицензии, - рассказывает Надежда. - Мы отработали сезон, катера подняли на стоянку и ремонт, зимой на причале почти не появлялись. Все были готовы пройти лицензирование, но даже не догадывались, что это будет так долго и так сложно. Нам дали слишком мало времени, ничего не объясняли, на запросы не отвечали. И еще мы думали, что закон адаптируют к маломерным судам и нам не придется платить такие же деньги, как владельцам теплоходов на 100-150 человек.

    Без лицензии никуда

    С 1 января 2015 года вступил в силу 20-й Федеральный конституционный закон, по которому все лицензии в Крыму, в том числе на морские пассажирские перевозки, должны быть заменены на российские до 1 июня текущего года. Закон предусматривал, что лицензирование отдельных видов деятельности продлят до 2018 года. Владельцы маломерных судов надеялись оказаться в этом списке, но в поправке, внесенной в марте, морских пассажирских перевозок не оказалось. В итоге многие задумались о получении лицензии только в апреле-мае. Дополнительная сложность - то, что отдел лицензирования находится в Ростове-на Дону.

    Катера и яхты длиной до 20 метров и вместимостью до 12 человек, которые используются в личных целях, проходят регистрацию в государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). Как сообщили "РГ" в ГИМС МЧС Севастополя, на сегодняшний день в городе зарегистрированы 750 маломерных судов.

    Регистрацию судов для коммерческого использования проводит севастопольский филиал ФГБУ "Администрация морских портов Черного моря", техническое освидетельствование и определение пассажировместимости - Российский морской регистр судоходства. Лицензию на пассажирские перевозки выдает Южное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в Ростове-на-Дону. В Севастополе расположен крымский территориальный отдел организации, наделенный контрольными и надзорными функциями. Там рассказали, что к концу мая лицензии на морские пассажирские перевозки смогли получить только шесть индивидуальных предпринимателей Севастополя, а всего процедуру лицензирования пройдут 100-120 человек.

    - В прошлом году в Севастопольской бухте в сфере морских прогулок работали около 40 предпринимателей и еще 60 в Балаклаве, - рассказывает сотрудник территориального отдела. - Они до последнего дня надеялись, что будет принято решение об отсрочке, и ничего не делали. На обучение человека, который будет нести ответственность за безопасность мореплавания и охрану окружающей среды, нужен месяц. Документы отправляются в Ростов курьерской почтой, и ездить туда необязательно. Затем здесь наши инспектора проводят проверку. Если все соответствует поданным документам, выдается лицензия.

    Основная проблема, по мнению надзорного ведомства, в том, что крымские перевозчики привыкли работать нелегально:

    - Многие из них десятилетия работали втемную, а сейчас более жесткий контроль, есть структуры, которые будут все проверять. Надо зарегистрировать юрлицо, официально оформить наемных работников, получить лицензию, платить налоги. Но многие говорят: "Мы три месяца в году будем рисковать, а все остальное время работать не будем". Но контролирующие службы не станут бездействовать.

    Надеть жилеты!

    Морские перевозчики жалуются, что при получении лицензии нет различий между малыми и большими судами, а требования к безопасности пассажиров чересчур высокие.

    - Непонятно, зачем на каждого пассажира надо надевать спасательный жилет, даже на 30-минутную прогулку, - недоумевает менеджер турфирмы Евгения. - Само переодевание займет время, да и у людей сразу начинается паника - они опасаются, что лодка затонет. Нельзя к катерам предъявлять такие же требования, как к большим теплоходам, - у нас совсем другие обстоятельства и доходы.

    В крымском теротделе Южного управления государственного морского и речного надзора объясняют: требования к безопасности одинаково высокие ко всем судам, жизнь пассажира как большого, так и малого корабля имеет одинаковую ценность. Тем более что несчастные случаи с моторными лодками и водными мотоциклами в Крыму происходят каждый год. Закон действительно не различает судна по вместимости, однако поблажки для катеров и яхт все-таки есть.

    - Существует общая для всех процедура лицензирования пассажирских перевозок, - говорит инспектор. - Однако в процессе осмотра мы исходим из ситуации. Например, ответственный за безопасность должен иметь опыт капитана не менее пяти лет, и в случае с лодками мы учитываем опыт работы на маломерном судне. На больших судах должна быть система управления безопасности, а на лодках мы этого не требуем. Владельцам большого судна для подтверждения пригодности к мореплаванию и перевозке людей надо предоставить около 20 документов, а малого - только три. Когда к нам обращаются, мы даем консультации и полную информацию о необходимых документах.

    Дайте время

    Организаторы морских прогулок просят у городских властей продлить срок для получения лицензий хотя бы до конца года. С этой целью они встречались с губернатором Севастополя и сотрудниками правительства.

    - Мы просим дать нам возможность отработать сезон и обещаем до конца года все оформить, - говорит предприниматель. - Мы пошли по законному пути, оплатили патенты, оформили людей, перечисляем налоги. Мы хотим работать честно, но нас толкают к нарушению закона, предъявляя невыполнимые требования. Мы все сделаем, только дайте нам время. Также мы просим пересмотреть закон и адаптировать его к маломерным судам.

    В правительстве Севастополя отвечают, что эти нормы регулируются федеральными законами и не могут быть изменены на региональном уровне. Документы на получение лицензии надо подготовить и отправить в кратчайшие сроки.

    Мнение

    Сергей Меняйло, губернатор Севастополя:

    - Лицензирование требует времени, и сами предприниматели признали, что они проспали. Некоторые их претензии не совсем обоснованы. Люди считают, что требования к безопасности завышены: мол, они 15 лет проработали - и ничего не случилось. Но рано или поздно может случиться. Требования надо выполнять. Если катер рассчитан на 10 человек, то надо брать 10 человек, а не 15, и спасательные жилеты должны быть для всех. Это безопасность плавания и жизни. Тем не менее совместно с Ространснадзором мы нашли временное решение: если нет сертифицированного специалиста по безопасности, лицензии все же будут выданы, но с обязательным условием пройти обучение. Главное, что предприниматели должны действовать, - мы за них лицензии не получим.

    Кстати

    За морские прогулки без лицензии, согласно статье 14.1.2 КоАП, нарушителям грозит штраф от 100 до 400 тысяч рублей, штрафы начали действовать с 1 июня 2015 года.

    Поделиться