"Российская газета" встретилась с сооснователем проекта Ironstar Владимиром Волошиным. Он объяснил, для чего люди идут в триатлон, зачем тратят на тяжелые тренировки драгоценное время и куда обратиться новичку, чтобы начать подготовку к триатлону.
Первые соревнования на "железной" дистанции триатлона, известные теперь как Ironman, прошли на Гавайях. Идея проведения такого состязания родилась в результате спора спортсменов о том, кто выносливее: бегуны, пловцы или велосипедисты. А вы как считаете, кому тяжелее всего?
Владимир Волошин: Тяжелее всего триатлету - потому что он должен и плыть, и ехать на велосипеде, и бежать. Что касается моего личного опыта, мне бег всегда давался сложнее, чем велогонка и плавание. Не знаю, с чем это связано, может быть, с внутренним состоянием, потому что велогонка - это скорость, это смена декораций, в плавании и велогонке есть определенная борьба непосредственно на этапах. Бег - это третий сегмент соревнований после плавания и велосипеда, успеваешь устать. При этом на финише Ironman состояние у меня было лучше, чем, например, после марафона.
Как к вам пришла идея заняться триатлоном и как давно в этом спорте?
Владимир Волошин: Это была не моя идея, а тренера. Он предложил мне поучаствовать в триатлоне на короткой дистанции: плавание на 400 метров, велосипед на 12 километров, бег на три километра. Я чувствовал себя уверенно, но на деле оказался не готов: приплыл последним, приехал непонятно каким и пробежал, уже не думая о том, какой я по счету с конца. После старта я вернулся к тренеру и попросил начать готовить меня более серьезно, хотя бы на такую же дистанцию - о больших расстояниях я тогда и не думал, они были для меня космосом.
Сколько времени триатлеты тратят на тренировки во время подготовки к соревнованиям?
Владимир Волошин: От 10 часов в неделю - это если мы говорим про любителей.
Как ваша семья относится к тому, что вы тратите много времени на спорт?
Владимир Волошин: Семья относится с пониманием и поддерживает меня. Когда дочке было чуть больше года, она полетела вместе с нами на соревнование в Абу-Даби и прекрасно провела время. Здорово, когда семья может быть рядом.
Мы знаем, что в вашем послужном списке есть ультрамарафон по Сахаре, и в ходе подготовки к нему вы прослушали курс "Как тренироваться и не умереть".
Владимир Волошин: Так как все любители немного сумасшедшие, кидаются с места в карьер, не оценивая адекватно свое физическое и моральное состояние, многие, выходя на большой старт, ломаются. Инициатива автора этого курса состояла в том, чтобы рассказать тем, кому 30 и больше лет, как подходить к тренировкам разумно. Медицинские тесты, работа сердца, какие могут быть симптомы, как реагировать, как вовремя сказать себе "стоп", как правильно питаться и восстанавливаться - каждый любитель должен понимать, на что он способен и какой результат ему по силам.
А зачем вообще такие тренировки, во время которых "можно умереть"? Зачем такой спорт, такие длинные дистанции?
Владимир Волошин: Есть такая присказка: "Сильным спорт не нужен, а слабых он убивает". На самом деле, для того, чтобы умереть, есть масса других возможностей помимо спорта. Да, в спорте такое случается. Но спросите любителя, когда он последний раз был у врача, проводил тесты, обследования? Он не вспомнит. А в спорте самое главное - это сердце и голова, и нужно понимать, как функционирует организм. Если эти показатели неизвестны, то человек занимается на свой страх и риск. Точно так же, как кто-то ездит за рулем, не пристегиваясь. Такой спорт не будет доставлять удовольствие и приносить результаты.
А вам доставляет удовольствие преодоление дистанции на триатлоне?
Владимир Волошин: Да. Чтобы попасть на соревнования, мы ведем активный здоровый образ жизни, а не сидим перед телевизором с ящиком пива. Мы общаемся с другими людьми, и это очень мощный инструмент социализации - встретить людей, которые разделяют твои ценности.
Куда прийти неподготовленному человеку, к какому врачу обратиться новичку, чтобы готовиться к триатлону с умом?
Владимир Волошин: Безусловно, все это должно происходить по направлению тренера, который на основе результатов обследований будет строить тренировочные планы. В Москве есть несколько мест, где можно пройти такие тесты. Это, в частности, клиника спортивной медицины "Лужники".
Тренер должен быть по бегу или именно по триатлону?
Владимир Волошин: По триатлону, желательно. Можно попробовать тренироваться самостоятельно, используя интернет-ресурсы, или связываться с тренером дистанционно, ежедневно присылая ему отчеты о тренировках. Этот сервис довольно популярный и подходит занятым людям, которые тренируются рано утром или поздно вечером, например.
Можно ли прийти в триатлон с нуля? Или нужно иметь определенный опыт в беге, плаванье или на велосипеде?
Владимир Волошин: В любительский спорт очень часто приходят люди, которые хотят сбросить лишний вес и прийти в форму. Как правило, они начинают заниматься одним из циклических видов спорта - плаванием, бегом или велоспортом. Втягиваются в одну из дисциплин, начинают интересоваться другими, и триатлон становится их новой суперцелью. Начать заниматься циклическими видами спорта и прийти затем в триатлон может любой, независимо от изначального уровня подготовки. Возраст не является ограничивающим фактором, многие начинают увлекаются триатлоном в 35, 40, 45 лет. В Сочи мы встретили одного из самых возрастных участников соревнований - ему 80 лет, и он в отличной физической форме, будет выходить на старт вместе с молодежью.
Сколько нужно инвестировать в триатлон любителю? Насколько это дорогой вид спорта?
Владимир Волошин: Поскольку он связан с перемещением в пространстве и приобретением различного инвентаря, этот вид спорта нельзя считать дешевым. Необходима экипировка для трех дисциплин: у вас должны быть плавательные принадлежности - гидрокостюм, приспособления для тренировок без погружения в воду; велоформа, ботинки, велосипед, шлем, куртки от ветра, аксессуары, которые устанавливаются на бутылки, транспортировочные чемоданы; одежда для бега. Ориентировочно, от 100 тысяч рублей вам потребуется на начальном этапе, чтобы экипироваться и приобрести инвентарь. Как правило, это не единовременное вложение - любители циклических видов спорта обзаводятся экипировкой постепенно, некоторые в целях экономии берут велосипеды перед стартом на прокат.
Тип велосипеда связан с результатом?
Владимир Волошин: На соревнованиях, подобных тем, которые пройдут в Сочи, на старт обычно выходят с шоссейными велосипедами. На "железном" триатлоне (3,86 километра плавание, 180, 25 километра велогонка, 42,195 километра бег - прим. "РГ") или "полужелезном" (дистанция в два раза меньше - прим. "РГ") многие стартуют на велосипедах класса time trial. Они аэродинамичные, с карбоновыми колесами, на них можно сложиться, положить руки на руль и сократить сопротивление воздуха. В результате на дистанции в 40 километров можно отыграть около 10 минут только за счет улучшенных аэродинамических свойств велосипеда.
Некоторые участвуют в гонке на горных велосипедах, но устанавливают на колеса гладкую резину, чтобы сократить сопротивление с асфальтом.
У вас есть какие-то спортивные ритуалы?
Владимир Волошин: У меня нет яркого ритуала, но если говорить о триатлетах в целом, то существует традиция поедания перед стартом томатной пасты - "паста-party". Спортсмены называют это углеводной загрузкой. В Сочи мы решили устроить для участников "плов-party".
Ironstar сотрудничает с благотворительными организациями?
Владимир Волошин: В США и Европе распространена практика, когда участники соревнований, ставя перед собой суперцель, связывают ее с каким-то благотворительным проектом. Общество несет ответственность за людей, которым нужна помощь. К сожалению, государство не может справиться со всеми проблемами. Если бы оно справлялось, мы бы, наверное, жили в совершенно другой стране. Поэтому в рамках Ironstar мы сотрудничаем с благотворительным фондом Русфонд. Сотрудничество началось несколько лет назад, когда мы собирали средства для лечения российских детей. Мы предлагаем всем участникам наших соревнований и их болельщикам поддержать детей, которыми занимается Русфонд. Мы обычно собираем суммы в 150-200 тысяч рублей. Если каждый участник соревнования отправит в фонд по тысяче рублей, это станет большим подспорьем для больных детей. Ваши друзья и знакомые также могут помочь, перечислив средства на счет фонда.
Есть ли среди ваших знакомых триатлетов вегетарианцы? И как вы относитесь к вегетарианству в спорте?
Владимир Волошин: Один вегетарианец точно есть. Не вижу ничего плохого в этом. Если люди разбираются в этом и могут получать от вегетарианской еды необходимое количество питательных элементов, то почему бы и нет? Главное, чтобы оставались силы на преодоление длинных расстояний.
Сколько будет участников на соревнованиях в Сочи?
Владимир Волошин: Шестого июня у нас стартуют около 380 профессиональных триатлетов, а седьмого - примерно 150 любителей. На соревнования также заявились 12 команд для участия в эстафете.
Почему выбор остановился на Сочи? В Подмосковье тоже проводятся соревнования по триатлону.
Владимир Волошин: В Сочи после зимней Олимпиады появилась уникальная инфраструктура. В курортном районе "Имеретинский", где пройдут соревнования, есть все необходимое для старта: близость к воде, предсказуемая глубина, отсутствие больших волн. Качественные и широкие дороги позволяют проводить соревнования самого высокого уровня. Среди плюсов можно отметить благоприятный климат, хорошее сервис, обилие гостиниц, где можно разместить около 30 тысяч человек, причем каждый найдет свою ценовую категорию.
Несколько человек приехали в Сочи за несколько дней до старта, чтобы как следует подготовиться. Каждый вечер я спрашиваю их: "Ну как вам?". А они говорят: "Здорово!" Для них стало приятной неожиданностью увиденное здесь.
Условия, созданные в Сочи, позволяют спортсмену привезти с собой семью. Для детей есть детские сады, парк аттракционов, дельфинарий. А в получасе езды от Олимпийского парка находятся горы, где даже сейчас можно кататься на лыжах. Где вы еще найдете такие условия?
У нас есть огромный интерес и к другим городам России. Давайте тренироваться и участвовать в соревнованиях в России! Раньше в нашей стране не было таких условий, а сейчас есть.
Российские курорты зачастую уступают по уровню сервиса египетским и турецким. При этом цены у нас выше. Не получится так, что российскому триатлету будет дешевле выступить в Восточной или Западной Европе, чем в Сочи?
Владимир Волошин: Сочи будет однозначно дешевле. Мы посчитали стоимость визы, трансфера, отеля, питания и других расходов - у нас получается дешевле на 30-40%, чем если поехать в Польшу или Прибалтику. А когда летишь с семьей, надо считать каждую копейку. Авиабилет до Сочи и обратно обойдется в сумму от пяти до одиннадцати тысяч рублей. Такси из аэропорта официально стоит 150-350 рублей. Проживание в отеле стоит от 650 рублей за ночь на человека.
На чьи деньги организован Ironstar?
Владимир Волошин: У Ironstar есть ключевой инвестор, это физическое лицо, которое вкладывает свои деньги. Инвесторы покрывают расходы, которые не обеспечили стартовые взносы. Также у нас есть дополнительные сервисы: услуги по бронированию билетов, продажа брендированной продукции. Проект выйдет в ноль в 2016 году, а в плюс - в 2017. Мы составили бизнес-план до 2020 года.
Какую следующую вершину будете покорять?
Владимир Волошин: Моя главная цель сейчас - организация в России соревнований уровня Ironman. Уже в сентябре мы проводим в том же курортном районе "Имеретинский" соревнования на "полужелезной" дистанции. А вообще у триатлетов богатый выбор суперцелей. Многие мечтают попасть на чемпионат мира, проходящий каждый год на Гавайях. Для участия в нем нужно квалифицироваться (выиграть или стать призером в своей возрастной группе) на одном из этапов. Есть люди, которые получили заветные слоты после нескольких Ironman, а есть те, кто до сих пор активно тренируются, чтобы получить приглашение.
Некоторые готовятся к дистанции Ultraman - надо проплыть 10 километров, проехать на велосипеде 420 километров и пробежать 84 километра.
Многие участвовали в Марафоне песков (Marathon des Sables), где надо было пробежать 250 километров в пустыне. Трое россиян, Максим и Олег Журило, Ринат Мустафин, переплыли Гибралтарский пролив - а это 18 километров, холодная вода и сильное течение. Существует множество возможностей испытать себя - выбор новой суперцели зависит от личной мотивации.