06.06.2015 09:29
    Рубрика:

    Шестого июня исполнилось 216 лет со дня рождения Александра Пушкина

    Шестого июня - 216 лет со дня рождения первого поэта России
    Шестого июня (нового стиля) 1799 года в Москве родился Александр Пушкин. О судьбе поэта, о мифах, связанных с его жизнью и творчеством, мы поговорили с известным критиком и филологом, профессором МГУ Владимиром Новиковым, автором, наверное, самой "компактной" биографии Пушкина, вышедшей в "Молодой гвардии" в Малой серии "Жизнь замечательных людей".

    Владимир Иванович, поздравляю вас с выходом прекрасной книги! Я бы назвал ее маленьким большим событием в пушкинистике. Двести страниц "карманного" формата, на которых рассказано все главное, что нужно знать о жизни Пушкина. Еще я бы сравнил это с "легкой версией" электронной почты. Когда Интернет плохо грузится, а вам срочно нужна почта, компьютер предлагает: "Воспользуйтесь легкой версией". То есть вы можете прочитать письма и ответить на них без разных дополнительных функций. Вот и головы современных людей, особенно молодых, перегружены информацией, в большинстве своем совсем не нужной. И для того, чтобы они хоть что-то внятное узнали о Пушкине, нужна его "легкая версия". А уж более дотошные пусть обращаются к работам Ю.М. Лотмана, Ариадны Тырковой-Вильямс, 2-томная биография Пушкина которой в той же серии "ЖЗЛ" вполне сочетается с вашей книгой. Насколько я понимаю, это завершение вашей трилогии: "Высоцкий", "Блок", "Пушкин"?

    Владимир Новиков: Да, я писал в обратном хронологическом порядке. "Пушкин" - вершина пирамиды. Без опыта предыдущих биографий эта книга так бы не написалась.

    Что связывает Блока с Пушкиным - понятно. Неслучайно последнее написанное Блоком стихотворение посвящено Пушкинскому дому. Но что общего между Пушкиным и Высоцким?

    Владимир Новиков: Прежде всего тематическая универсальность. Есть известные слова Белинского о "Евгении Онегине" - "энциклопедия русской жизни". А Высоцкого называют "энциклопедией советской жизни". Книга комментариев к песням поэта А.Е Крылова и А.В. Кулагина так и называется: "Высоцкий как энциклопедия советской жизни".

    В 1999 году, когда мы отмечали 200-летие Пушкина, одновременно в России и во Франции вышла ваша статья "Двадцать два мифа о Пушкине". Прекрасно помню ее начало: "Все-таки он наступил, этот роковой год, и мы пригубили апокалиптического портвейна "Три девятки". Самый распространенный миф о Пушкине: "Пушкин - наше всё". Автор - Аполлон Григорьев. Так "Пушкин - наше всё" или нет?

    Владимир Новиков: Эта фраза уже даже и от Пушкина оторвалась, и "нашим всё" иронически называют что и кого угодно. А написано это поэтом и критиком Аполлоном Григорьевым в 1859 году в полемике с А.В. Дружининым, который видел в Пушкине только "эстетического воспитателя". Григорьев же делал акцент на слове "наше". "Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами". Конечно, Пушкин - не "всё". После него в русской поэзии много замечательных поэтов. Да и сам Аполлон Григорьев был поэтом незаурядным. Пушкин никогда не тяготел к эгоцентризму. "И славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит..." Существование хотя бы одного, но другого поэта было для него необходимым условием и его посмертной славы.

    Еще один миф... Или не миф? "Пушкин создал современный русский язык".

    Владимир Новиков: Это не миф, а скорее гипербола, преувеличение. Когда выдающийся лингвист Михаил Викторович Панов (кстати, в седьмом номере "Нового мира" выйдет моя повесть о нем) в 80-е годы работал над Энциклопедическим словарем юного филолога, то статью о Пушкине он заказал поэту Давиду Самойлову. И Самойлов тоже исходил из того, что Пушкин создал наш современный русский язык. Панов с ним спорить не стал. Но, конечно, каждый лингвист понимает, что один человек не в состоянии создать национальный язык. Скорее, можно говорить, что творчество Пушкина совпало с эволюцией языка, и он отразил это в высших поэтических и прозаических образцах. Пушкин - не единственная причина, скорее, можно говорить о взаимодействии разговорности и литературности речи.

    Известна фраза царя Николая I, сказанная после беседы с Пушкиным о восстании 1825 года, когда Пушкин откровенно признался, что если бы находился в Петербурге 14 декабря, то неизбежно примкнул бы к восставшим. После этого на приеме у французского посла император сказал, что говорил нынче "с умнейшим человеком России". Я бы не сказал, что это миф. Я тоже думаю, что Пушкин самый глубокий ум в России.

    Владимир Новиков: В моей статье мифы о Пушкине размечены как парные. "Умнейший человек России" - это антитеза словам Писарева и Хармса. Писарев называл Пушкина "возвышенным кретином", и это было в духе шестидесятнической "реальной" критики XIX века. А в пародийных анекдотах Даниила Хармса Пушкин предстает в образе "идиота". И это уже была ироническая реакция на культ Пушкина в официальной советской пропаганде. Да, "умнейший человек России" - не миф. Интеллектуальная мощь Пушкина действительно велика. "Евгений Онегин", например, для меня - это не только самое эстетически значительное, но и самое по-человечески умное литературное произведение.

    В своей книге вы приводите запись о юном Пушкине директора лицея Е.А. Энгельгардта: "Его сердце холодно и пусто; в нем нет ни любви, ни религии; может быть, оно так пусто, как никогда еще не бывало юношеское сердце". В связи с этим вспоминается скандальная книга Абрама Терца (Андрея Синявского) "Прогулки с Пушкиным", где о Пушкине говорится как о "пустоте", которая могла заполняться чем угодно. Тоже своего рода миф, но сколько вокруг него было сломано копий в 90-е годы!

    Владимир Новиков: Нужно учесть, что это книга не Синявского, а его "двойника" Терца, заведомо провокационная. Книга написана в ситуации упрощенного позднесоветского культа Пушкина, но и в то время, когда все, в общем-то, представляли себе, что такое Пушкин. Это был эпатаж, рассчитанный на знающих и понимающих людей. Это была попытка оживления его восприятия. Ну конечно, Пушкин не был эмоционально "пустым" человеком. Это опровергается и его текстами, и фактами его биографии...

    Цитата из вашей книги: "Разгулу он предается не из подражания, не из амбиции, а по внутреннему побуждению".

    Владимир Новиков: В страсти он не был хладнокровен, как опытные развратники, - вот что я имею в виду.

    А с другой стороны, в последнее время часто пишут о Пушкине как о христианине, религиозном поэте и даже о его дуэли как восшествии на Голгофу. Когда-то вы резко спорили в связи с этим с Валентином Непомнящим...

    Владимир Новиков: Вы знаете, в процессе написания книги не то чтобы мои представления о Пушкине радикально менялись, но у меня появилось чувство примирения с другими версиями и даже мифами о Пушкине. Да, в какой-то мере "Пушкин - наше всё", потому что он - символ России. Кстати, именно поэтому его биография подвергается такому количеству мифологизаций и гиперболизаций. Непомнящий - не просто пушкинист, но и сам писатель, художник. Его уподобление Пушкина Христу, а дуэли - Голгофе - это художественная метафора, которая имеет право на существование. Но не стану спорить и с чисто светским представлением о Пушкине, которое было у Юрия Лотмана: Пушкин создавал свою жизнь как произведение искусства и потому прожил ее удачно. Тоже красивая идея, но тоже гиперболическая. А я стараюсь писать без метафор и гипербол.

    Вы сравниваете мифы о Пушкине с шаром или глобусом. А Пушкин находится в центре, в равной степени приближения и удаленности от них.

    Владимир Новиков: В конце концов понимаешь, что мифы о Пушкине - это просто способ активизации наших представлений о нем. И в этом смысле с ними не нужно бороться. Если новые поколения будут творить свою пушкинскую мифологию, это будет то, что нужно.