06.06.2015 14:00
    Поделиться

    Воронеж увидел волшебных марионеток Филиппа Жанти

    Знаменитый французский кукольник Филипп Жанти и его театр-компания показали на Платоновском фестивале в Воронеже самый красивый свой спектакль, волшебную смесь танца, пантомимы и иллюзии. Зрителю нипочем не разгадать, кто на сцене человек, а кто кукла - превращения умело спрятаны, замаскированы, вплетены в кружево разворачивающегося действа. Не раз вспомнился рассказ Лема о командире космического корабля, пытавшемся узнать, кто из его команды человек, а кто робот. Но у Жанти хватает и других загадок.

    Подсказок всего две (не считая песен на французском). Дважды за полтора часа героиня открывает рот - первый раз, чтобы сказать: "Обезьяна съела мою руку, обезьяна съела мои печали. Я съела обезьяну". Второй раз, незадолго до финала, она трясет возлюбленного со словами: "Скажи что-нибудь!" А у того отваливается ватная голова…

    - Самое трудное - создать на сцене отдельные характеры себе и манекену-двойнику, выглядеть как бы разными людьми и в то же время делать так, чтобы марионетка двигалась, как ты. Поначалу страшновато видеть рядом движущуюся копию тебя самого, но потом привыкаешь, - рассказала актриса Бенедикте Санберг.

    Спектакль появился в 1992 году, объехал весь мир, а в 2012 Филипп Жанти и его жена, хореограф, партнер и соавтор Мэри Андервуд создали новую версию для норвежских актеров, выпускников Nord Trondelag University College de Verdal. Они привнесли в постановку северный ландшафт и зимний свет. А чудесная музыка Рене Обри завершила образ.

    - Колледж, который мы закончили в Норвегии, это трехлетние актерские курсы на базе французской театральной школы. Обучение там основано прежде всего на тренировке тела, физических и пластических упражнениях, движении под музыку. На мой взгляд, такой подход очень соответствует стилю Жанти. Но те техники, которые используются в его постановке, мы не проходили: немного изучали работу с масками, но не кукловождение. Так что учились на репетициях, - поделилась актриса Мадлен Розэт.

    Жанти не дает четких указаний актерам: объясняет общий замысел сцены и просит актеров подключить воспоминания, пофантазировать. Те пробуют так и эдак, дома режиссер смотрит репетицию на видео, а наутро показывает понравившийся фрагмент и просит: "Сделай так".

    - Иногда какая-то случайность на репетиции, мелкая ошибка может его вдохновить, и он это вставит в спектакль, поэтому мы тоже становимся творцами шоу. До начала работы мы думали (по слухам), что Жанти жесткий, авторитарный, - призналась Санберг. - Но оказалось, что он очень хорошо умеет слушать артиста, восприимчив к новым предложениям. Сложности возникли в другом: режиссер требовал от нас одновременно петь, танцевать и управлять марионеткой. Мы-то думали эти навыки освоить по очереди и потом соединить, а он потребовал всего и сразу.

    Про что спектакль? Про любовь, конечно. Про одиночество, поиски своей половины, что ждет тебя где-то. Хотя сюжет здесь не главное. Прелесть Платоновского фестиваля в том, что он показывает зрителям, привыкшим к искусству в классическом его варианте, что историю можно рассказать ладонями. Или ступнями. Или взмахами огромного полотнища, в котором то пропадают, то возникают персонажи - то ли люди, то ли куклы. И эта история будет прекрасной.

    - У всех наших актеров свое понимание смысла этого спектакля, но мы избегаем его объяснять будущим зрителям, чтобы не навязывать свои представления, - продолжила Бенедикте. - Лично для меня это спектакль о попытках быть лучше, чем ты есть. О борьбе с завистью, ревностью, смущением, разными человеческими страстями, которые отличают нас от животных. О поиске партнера, конечно. Об игре…

    "Иногда отсутствие понимания - куда важнее логики и ясности разума", - считает сам Жанте. Сюжеты постановок, кстати, режиссерская чета черпает из своих снов. А по признанию Санберг, она порой просыпается посреди ночи с мыслью: "О Боже, опять я в спектакле!"

    Показанная в Воронеже пьеса называется "Не забывай меня". Такое не забудешь.

    Поделиться