О том, как европейские левые, которых многие обозреватели называют евроскептиками, видят перспективы решения долговых проблем Греции, какая судьба ждет ЕС в случае выхода Афин из Еврозоны, а также что они думают о нынешних отношениях РФ-ЕС, Габриэла Циммер рассказала в интервью "РГ”.
Возглавляемая вами фракция "Европейских объединенных левых/ Лево-зеленых Севера" (GUE/NGL) в Европарламенте, равно как и немецкая оппозиционная партия Die Linke всеми силами пытается помочь нынешнему правительству Греции добиться решения вопроса о долгах. В числе прочего вы и ваши единомышленники активно критикуете подходы Ангелы Меркель к этому вопросу и пытаетесь давить на официальный Берлин, от которого во многом зависит исход переговоров Афин и международных кредиторов. Будет ли найден компромисс и останется ли Греция с ее левым правительством в еврозоне?
Габриэла Циммер: Я считаю, что единственный путь выйти на взаимоприемлемые компромиссы между Грецией и кредиторами - ЕС, МВФ и ЕЦБ - это относиться к греческой стороне с уважением и достоинством. Я лично встречалась с Алекисом Ципрасом и знаю, что правительство Греции пошло на серьезные уступки и компромиссы. В то же время у Афин есть четкие "красные линии", которые правительство СИРИЗА переступать не намерено, и он сам мне заявил об этом. Поэтому я уверена - сейчас исход переговоров целиком зависит от кредиторов. Действительно, мы с самого начала поддерживаем греческое правительство в этом вопросе. И не только потому, что оно сформировано левой партией СИРИЗА. Но главным образом потому, что мы, так же как и Ципрас, боремся против политики жесткой бюджетной экономии и социальной несправедливости в Европе. Между тем именно такой курс проводят сегодняшние политические элиты в ЕС.
У нас - европейских левых - другие предложения по выходу из нынешнего кризиса, у нас есть свои альтернативы. Я уверена, что Европейский Союз находится на исторической развилке. Если мы потеряем Грецию, то Евросоюз кардинально изменится и перестанет быть союзом для людей. Скорее, это объединение станет местом для силовых политических разборок и давления мощных стран на менее значительные государствами.
Известно, что греческое правительство добивается от Берлина выплаты компенсаций в размере от 278 до 320 миллиардов евро за ущерб, причиненный нацистской Германией в годы Второй мировой войны. С вашей точки зрения, являются ли эти требованиями обоснованными?
Габриэла Циммер: Без сомнения, эти требования обоснованы и справедливы. Единственное, что на наш взгляд не следует делать, так это увязывать выплату репараций с решением вопроса греческих долгов. В конечном итоге, Германии и Греции придется сесть за стол переговоров с тем, чтобы цивилизованным и взаимоуважительным образом попытаться решить эту проблему. Я уверена, что если немецким гражданам будет спокойно и без медийной истерики разъяснено, о чем на самом деле идет речь, то многие люди в Германии поддержат выплату репараций.
Есть ли у фракции европейских объединенных левых сил, представленной в Европарламенте 52 депутатами, общая позиция по антироссийским санкциями ЕС?
Габриэла Циммер: У нас очень четкие взгляды на этот счет. Мы говорим о том, что примененные Евросоюзом санкции к России - это неправильный и тупиковый путь. Во-первых, мы должны уважать друг друга. Во-вторых, Россия - это неотъемлемая часть Европы. ЕС не сможет поступательно экономически и политически развиваться без сотрудничества с Москвой.
Но для этого необходимо относиться друг к другу, как к партнерам и развивать нормальные отношения. Одним словом: мы нуждаемся в России, а Россия нуждается в нас. Вместе с тем, европейские левые не отказываются и от критики отдельных аспектов политики российских властей, например, в части составления стоп-листов граждан ЕС.
Но Москва ввела ограничения на въезд в Россию для ряда европейцев исключительно в качестве ответной меры и лишь после того, как ЕС применил персональные санкции против некоторых россиян. Почему зеркальный ответ кажется вам несправедливым?
Габриэла Циммер: Главным образом критика в этом отношении связана с тем, что люди, оказавшиеся в "черных списках" России, не знали об этом заранее и не имели возможности каким-либо образом вмешаться в этот процесс. Также не было разъяснено, почему именно эти люди оказались с списках. Многие так и не поняли, почему им закрыли въезд в РФ, ведь часть из них не была настроена антироссийски. Некоторые из людей, которых я лично знаю, возможно и критиковали Москву, но при этом они делали то же самое, например, в отношении Украины и ЕС.
Сколько, на ваш взгляд, потребуется времени европейским, и прежде всего, немецким политическим элитам, чтобы отказаться от конфронтационного подхода в отношениях с Россией?
Габриэла Циммер: Я думаю, что это произойдет скоро. Если посмотреть на политические дискуссии, например, в Германии, то вы увидите различные позиции, занимаемые ведущими партиями по российскому вопросу. Например, социал-демократы активно критикуют подходы действующего правительства Германии к выстраиванию отношений с России на протяжении последних нескольких лет. Подобное мнение неоднократно высказывал и бывший канцлер ФРГ Гельмут Шмидт.
Да, у Берлина есть право высказывать претензии к Москве точно так же, как и Россия может критиковать Германию и ЕС. Но нам категорически не нужно вести дело к новой конфронтации между нашими странами и, если брать более широко, к новой холодной войне. На самом деле очень многие немцы придерживаются таких взглядов. Они боятся, что мы снова скатимся к конфронтации двух систем. При этом никто - ни россияне, ни европейцы - от этого не выиграют. Решение имеющихся в отношении ЕС и России проблем необходимо найти как можно скорее. Но это не только вопрос времени - настало время для обеих сторон сделать несколько шагов назад и попытаться выработать новые подходы. Уже всем очевидно, что внешняя политика Евросоюза по отношению к соседним странам, особенно к республикам бывшего СССР, провалилась. Совершенно неправильно было ставить эти страны перед выбором: или вы с ЕС, или с Россией. Между тем, именно так, как известно, и произошло с Украиной.
В России многие уверены, что единственной страной, получающей выгоду, от кризиса в отношениях ЕС и России, являются Соединенные Штаты, незаинтересованные в укреплении связей России и ЕС. Вы согласны с этим?
Габриэла Циммер: Вероятно, это так. Но я в первую очередь думаю о том, что мог бы сделать ЕС для того, чтобы выработать собственную и не зависящую ни от кого политику. США в этом отношении меня мало интересуют.
Справка "РГ"
Габриэла (Габи) Циммер - немецкий политический и общественный деятель, депутат Европарламента от партии "Левые". Родилась в Берлине, выросла в Тюрингии. В Лейпцигском университете имени Карла Маркса Циммер изучала лингвистику, специализируясь на русском и французском языках.
Избиралась депутатом Европарламента от партии "Левые" в 2004, 2009 и 2014 годах. С марта 2012 года - председатель фракции ЕП "Европейские объединенные левые/ Лево-зеленые Севера".