"Когда-то это была небольшая группа для выполнения исключительных специальных миссий, однако затем она трансформировалась в глобальную машину по охоте на людей, - отмечается в публикации. - Это стало отражением новой военной стратегии США, когда решающее значение стали иметь не потери на поле сражения, а безжалостное уничтожение экстремистов".
Изначально DEVGRU выполняла исключительно функции боевого подразделения особого назначения. Однако акценты сместились с боевых на разведывательные во время кампаний в Афганистане и Ираке, когда подразделения "котиков" стали все чаще использовать для проведения операций ЦРУ. По всему миру бойцы развертывали разведывательные пункты, работали под прикрытием, выслеживая тех, кого Америке необходимо поймать или уничтожить. На волне борьбы с терроризмом с 2001 года в DEVGRU хлынул поток финансирования, благодаря которому численность боевого состава довели до 300 человек, а групп поддержки - до 1,5 тысячи сотрудников.
В Афганистане вместо выполнения исключительных миссий "котики" стали регулярно участвовать в рутинной охоте на лидеров движения "Талибан" среднего, а затем и низшего звена, рядовых экстремистов и их пособников. Перед проведением рейдов они, переодеваясь в местных жителей, проникали в деревни, скрытно устанавливали в домах камеры и прослушивающие устройства. В 2006-2008 годах были периоды, когда по несколько недель подряд бойцы ликвидировали 10-25 человек каждую ночь. "Кровавые пиршества стали рутиной", - рассказал New York Times один из бывших сотрудников.
Но, наряду с экстремистами, жертвами этой ликвидаторской машины нередко становились мирные жители. "Хотя бойцы DEVGRU успешно провели тысячи миссий, которые, по словам военных чиновников, ослабили сети экстремистов, их деятельность вызывает тревогу из-за чрезмерных убийств, в том числе гражданских лиц", - отмечается в публикации. В качестве примера приводится случай 27 декабря 2009 года в провинции Кунар в Афганистане, когда совместный рейд ЦРУ, "котиков" и местных правоохранителей под покровом ночи закончился гибелью десяти безоружных мирных жителей, включая восьмерых школьников. В другом случае снайпер "котиков" расстрелял трех безоружных людей, в том числе маленькую девочку, потому что якобы почувствовал от них угрозу.
Однако когда возникали подозрения в чрезмерной жестокости, "надзор за операциями подразделения был весьма ограничен". Обычно расследование не выходило за пределы Командования специальных операций (КСО) ВМС, частью которого является DEVGRU. Юристам ВМС доступа к бойцам почти никогда не давали. "Фактически КСО расследует само себя и в этом проблема", - цитирует газета бывшего высокопоставленного военного. Гражданский контроль над DEVGRU тоже оставляет желать лучшего. "Конгрессмены обычно не хотят слишком много знать о том, как работает спецподразделение", - заметил бывший юридический советник госдепартамента США Харольд Кон.
"Если вы хотите, чтобы эти отряды иногда делали то, что нарушает нормы международного права (имеется ввиду проведение операций в регионах, формально не считающихся зонами конфликта - "РГ"), то очевидно об этом не стоит рассказывать общественности, - цитирует газеты бывшего командующего войсками НАТО в Европе Джеймса Ставридиса, оправдывающего "котиков". - Им следует работать в тени".