В России сократилось количество лесных пожаров по сравнению с прошлым годом, однако проблемы остаются, заявил министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской.
"По прошлому году было видно, что ряд региональных руководителей серьезно взялись и реорганизовали свои службы. Но я надеялся, что в этом году цифры будут лучше", - отметил глава Минприроды на выездном совещании по вопросам охраны лесов от пожаров, которое прошло в подмосковном Пушкино.
Чаще всего лес горит сейчас в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Кстати, на эти же регионы в прошлом году пришлось больше половины всех лесных пожаров страны. Как неоднократно отмечал на селекторных совещаниях с регионами вице-премьер Александр Хлопонин, причины пожаров - это во многом человеческий фактор и недоработка местных властей. Например, весной люди проводят сельхозвыжигания или, как их называют в народе, сельхозпалы, чтобы очистить землю для посевов. Руководители регионов могут запретить это на местном уровне, однако, этого не делается. Сейчас, когда во многих регионах стоит сухая и жаркая погода, нет жесткого контроля за поведением людей. А ведь бывают ситуации, когда местному населению стоит просто запретить доступ в лес.
Вводить запреты на выжигания травы локальными нормативными актами регионы не спешат, опасаясь ответственности, отмечают эксперты. Как только выйдет соответствующий документ, за все сельхозвыжигания будут отвечать местные власти, а так вроде бы эти палы ничьи.
Впрочем, есть еще одна проблема. По словам замминистра природных ресурсов и экологии, руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Ивана Валентика, сложности связаны и с тем, что значительно уменьшилось число воздушных судов для борьбы с пожарами.
"Очень важно, насколько оперативно мы обнаруживаем лесной пожар. В ряде регионов недостаточное авиационное патрулирование. Нам нужно усиливать авиационную группировку и федеральную составляющую с учетом того, что каждый год неравномерно возникает ситуация с обострением лесопожарной обстановки, именно федеральный резерв должен сглаживать эти неровности, которые возникают из года в год", - рассказал он журналистам.
По данным Минприроды, сейчас численность федерального резерва - парашютистов-десантников - около 700 человек. Для повышения эффективности охраны лесов от пожаров необходимо увеличить этот штат в два раза - до 1,5 тысячи человек. Однако решение этого вопроса упирается в финансирование, уточнил Сергей Донской.
"У нас желание такое есть, вопрос в ресурсах. Будем работать с Минфином в этом и в следующем году", - сказал он.
Также для повышения эффективности борьбы с лесными пожарами, в том числе и улучшения работы авиалесоохраны, Минприроды совместно с Рослесхозом готовит изменения в законодательные и нормативные акты, добавил министр.