Почему до сих пор не введен запрет на розлив алкоголя в ПЭТ-тару

В Госдуме "завис" законопроект о запрете розлива алкогольных напитков в пластиковую тару. На рассмотрение он был вынесен еще летом 2013-го, первое чтение прошел лишь через год, а дата второго чтения регулярно переносится. Кому выгодны постоянные отсрочки "антипластикового" закона?

Законопроект об использовании пластиковой упаковки (ПЭТ, полиэтилентерефталат) для алкогольных напитков подразумевает запрет на продажу алкоголя крепче 4% в пластиковых бутылках объемом более 0,5 литра уже с 1 января 2016 г., а со временем - и вовсе полный отказ от ПЭТ для этой категории напитков. Для того, чтобы производители успели подготовиться и перестроить производство, в проекте закона предусмотрен переходный период. До 1 июля 2015 г. им запрещается продавать алкогольные напитки крепостью лишь свыше 6% и в таре объемом более 1,5 литра, а до 1 января 2016 г. - под запрет попадает алкоголь крепостью более 5% в таре объемом свыше 1 литра. Из пластиковых бутылок при контакте с алкоголем, который по сравнению с безалкогольными напитками является агрессивной средой, выделяется ядовитое вещество дибутилфталат. Это доказано экспериментально в лабораториях Института биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН. При регулярном пользовании пластиком дибутилфталат может вызывать токсический гепатит, приводит к поражению иммунной системы, а также системному поражению органов и тканей. В связи с этим использование ПЭТ-тары для розлива алкогольных напитков жестко ограничено либо вовсе запрещено в США, странах Евросоюза и других государствах. Серьезнейший вред использование ПЭТ-тары наносит и экономике. Президент Национального союза защиты прав потребителей и руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин в своем письме в правительство изложил все негативные экономические последствия от использования ПЭТ-тары в алкогольной промышленности.

Пластиковая упаковка создает благоприятные условия для производства и оборота колоссальных объемов нелегального алкоголя. Дело в том, что из одной и той же ПЭТ-капсулы можно выдуть бутылку объемом как 0,33, так и 2,5 литра. При этом производство пластиковых бутылок может быть организовано прямо на пивоваренном заводе. А Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) , предназначенная для госконтроля за объемом производства алкоголя, в пивоваренной промышленности не внедрена.

Таким образом, контролировать производство пива и пивных напитков в России практически невозможно. В результате, по данным Росалкогольрегулирования, реальный объем реализации пивных напитков составил в 2014 году 700 млн дал, вместо 34 млн дал, официально декларированных производителями. Это выливается в 200 млрд рублей недополученных бюджетом налогов.

Сохранить сложившееся положение дел и не допустить принятие запрета на ПЭТ-тару больше всего стремятся производители пива. Причем 80% российского пивного рынка принадлежит всего четырем иностранным компаниям: Carlsberg (Дания, владеет "Балтикой"), Anheuser-Busch InBev (Бельгия), Heineken (Голландия) и Efes-Sab Miller (Великобритания).

Мощное давление со стороны пивоваров обрушилось на депутатов Госдумы в прошлом году, когда "антипластиковый" закон успешно прошел первое чтение. От имени пивоваров, а также компаний, представляющих химическую промышленность, было опубликовано открытое письмо главе правительства с просьбой не допустить принятие закона.

Дошло до того, что диппредставители Дании, Бельгии и Нидерландов направили совместное письмо с такой же просьбой председателю Госдумы и в правительство. Пивовары попытались повлиять и на губернаторов российских регионов, в которых размещены производства пива и пивных напитков, принадлежащие их компаниям. В результате главы субъектов также обратились в федеральное правительство с просьбой пересмотреть законодательную инициативу с целью сохранения налогооблагаемой базы в регионах.

Как напоминает в своем письме Павел Шапкин, правительством поставлена задача к 2020 г. сократить потребление алкоголя на душу населения на 55%. При этом, по данным Росстата, за 5 лет потребление алкоголя сократилось лишь на 8% - с 129,6 млн дал до 119,3 млн дал. Добиться поставленной цели, по мнению Шапкина, можно только ограничив использование пластиковой тары для упаковки алкоголя - это позволит не только избавиться от нелегальной низкокачественной продукции, но и увеличить налоговые поступления в бюджет на 600 млрд рублей в год.