Что же изменил челябинский визитер? Прежде в центре внимания ученых были огромные космические тела наподобие упавшего 65 миллионов лет назад в Мексиканском заливе метеорита диаметром 10 километров. Считается, что именно он погубил динозавров.
Несомненные лидеры в поиске угроз - американцы. НАСА составило досье на "врага из космоса". Уже выявлены практически все потенциально опасные астероиды размером более одного километра. Их орбиты рассчитаны, и очевидно, что в обозримом будущем они для землян опасности не представляют. Куда хуже ситуация с астероидами среднего размера - от 150 метров до километра. Их, по разным оценкам, более 20 тысяч, а выявлено менее 20 процентов, остальные остаются инкогнито. И совсем беда с более мелкими астероидами, такими, как, например, Тунгусское тело размером 50 метров. В каталог внесены сведения всего об одном проценте таких объектов. Об остальных 99 процентах известно лишь, что они где-то летают и могут время от времени сближаться с Землей.
Что же касается прочей мелочи вроде Челябинского метеорита, то, по самым приблизительным оценкам, их не менее миллиона. О них мы вообще ничего не знаем. А ведь вероятность их падения на Землю намного выше, чем крупных тел. Иными словами, сегодня в любой момент какой-то метеорит может выскочить из космических глубин как чертик из табакерки. Что и показал челябинский визитер, он стал для всех полной неожиданностью.
Тем не менее еще недавно такие космические пришельцы вовсе не считались опасными. Дело в том, что ученые определили минимальный размер опасного небесного гостя. Примерно как у Тунгусского тела - около 50 метров. Считалось все, что мельче, практически полностью сгорает в атмосфере (кстати, в год около 20 тысяч таких лилипутов испаряются в атмосфере Земли). Исходя из этих представлений, Челябинский метеорит не относился к числу опасных, ведь он тянул примерно на 16-19 метров. И тем не менее успешно добрался до Земли. Более того, расчеты показали: будь траектория его входа в атмосферу немного круче, взрыв мог бы быть гораздо более катастрофичным.
В итоге этот феномен "взорвал" сложившиеся представления, заставил ученых пересмотреть картотеку опасных тел. Теперь границы опасности резко сдвинули. Говоря образно, признание получила вся космическая мелочь размером более 10 метров. Но этого мало. Челябинский визитер не просто переполошил научный мир. Он дал ему весомые аргументы, чтобы сподвигнуть политиков раскошелиться на финансирование исследований по космическим угрозам. Например, группе при НАСА, которая много лет занимается этими проблемами, практически сразу после событий в Челябинске американский конгресс увеличил финансирование с 20 миллионов долларов в год до 60 миллионов. Более того, ведущие научные центры сейчас резко активизировали международное сотрудничество, готовятся совместные миссии как по обнаружению опасных объектов, так и по противодействию им.
- Сегодня с обнаружением крупных и средних космических тел все более или менее ясно, - сказал корреспонденту "РГ" председатель экспертной группы по космическим угрозам при Совете по космосу РАН, член-корреспондент РАН Борис Шустов. - Крупные тела все на учете, в ближайшие 100 лет они Земле не угрожают, за ними надо просто следить. Что касается средних, особенно размером более 50 метров, то к встрече с ними надо быть готовыми. Чтобы иметь время достойно дать отпор такой атаке, требуется минимум месяц. Значит, их надо обнаруживать на дальних подступах к Земле, примерно за 150 миллионов километров. Вполне хватит сети больших наземных телескопов.
Иная ситуация с челябинской "родней". За всеми в огромном космосе не уследишь, на далеких расстояниях они просто не видны. Поэтому важно обнаружить те, которые могут попасть в околоземную область. Максимум времени, за которое системы слежения могут оповестить о визитере, составляет 3-4 часа. Понятно, что за такой промежуток бессмысленно готовить какие-то средства отпора. Единственное, что можно предпринять, - это оценить варианты возможных событий и, если потребуется, предупредить население о возможном столкновении.
- Современные супертелескопы не в силах разглядеть маленькие метеориты, - говорит Шустов. - Они не годятся для постоянного сканирования неба. Смотрят очень далеко, но в очень узкой зоне, не более 1 градуса. Площадь же неба около 42 тысяч квадратных градусов, и чтобы им все его просмотреть, нужно десятки тысяч раз наводить телескоп на небо. Уйдет минимум год. А чтобы обнаружить маленький Челябинский метеорит, дается всего несколько часов. Значит, пока супертелескопы будут еще шарить по какому-то участку неба, метеорит уже упадет на Землю.
По словам Шустова, с Земли ни один телескоп в принципе не смог бы увидеть Челябинское тело. Оно летело к Земле практически от Солнца, на дневном небе, наблюдать на котором с помощью оптики бессмысленно, ведь рассеянный свет неба "забивает" изображение визитера.
- С Земли его вообще невозможно увидеть, - говорит Шустов. - Единственный вариант - размещать телескоп в космосе. Идеально в так называемой точке Лагранжа, где обсерватория может оставаться в течение длительного времени, затрачивая относительно небольшое количество топлива. При таком варианте небесное тело не будет засвечено и мы успеем сообщить о его приближении.
На конференции в Италии американцы сообщили, что разместят в точке Лагранжа инфракрасный телескоп. Он эффективнее оптического, так как космические тела черные, они почти не отражают, а отражают свет. Но эта техника примерно в 1 миллиард долларов. Российские ученые предлагают разместить в космосе оптику, она около 100 миллионов долларов. Ей вполне по силам сторожить околоземное пространство. Но если сегодня почти вся информация о приближающихся к Земле космических телах идет из США, то, может быть, нам и не нужна своя система слежения? Ведь американцы все равно сообщат об опасности.
- Во-первых, вовсе не обязательно создавать такую же мощную систему, как у американцев, - говорит Шустов. - Но, имея свою технику, мы придем к "общему столу" не с пустыми руками, не нахлебниками. И тогда к нам будет совсем другое отношение. И вообще быть нахлебниками -- это значит обречь себя на отставание. Ведь речь идет о контроле за космическим пространством, о национальной безопасности.
Например, США в свое время закрыли спутниковые данные по входу в атмосферу крупных естественных небесных тел. Эту информацию использовали ученые для научной работы. Штрих, но ситуацию характеризует: хотим - дадим данные, а хотим - закроем. Или когда в США шли споры по поводу бюджета и госучреждения не работали, американцы перестали выдавать сведения по космической погоде. Она очень важна, так как неожиданная вспышка на Солнце может угрожать космическим аппаратам. И тут выяснилось, что российская служба космической погоды "ослепла", оказалось, что мы полностью зависим от США. Российские ученые несколько лет назад разработали проект Национальной программы противодействия космическим угрозам. Пока она не утверждена.