Эксперт: Российская банковская система сохранит устойчивость

Российская банковская система сохранит устойчивость, несмотря на экономические турбулентности последнего времени. К такому выводу пришли участники деловой программы XXIV Международного банковского конгресса в Санкт-Петербурге. Однако причины такой стабильности они оценивают по-разному.

Уроки мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. привели к созданию третьей части Базельского соглашения, которое усиливает требования к капиталу банка и вводит новые нормативные требования по ликвидности. Реализовать "Базель III" планируется к 2019 году, однако уже сейчас эксперты задумываются, так ли это необходимо, тем более для всех без исключения стран-участниц. По словам председателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолия Аксакова, "Базелем III" сильно недовольны во Франции, не считают его приоритетом и в США, где для обеспечения стабильности используются в первую очередь меры количественного смягчения.

- Наш регулятор действует более жестко, чем в Европе, - добавил Аксаков. - Но идеальная модель - это жесткое наказание для нарушителей закона, вплоть до пожизненного заключения, и при этом либеральное регулирование и доверие к банкам, работающим добросовестно.

Мировое банковское сообщество, полагают специалисты, слишком сильно пугается кризисных явлений, неизбежных для любых динамических процессов. Стремление максимально оградить себя от негативных последствий может привести к излишней зарегулированности отрасли.

- Ситуация финансового кризиса - это издержки для экономики в целом, а не только для банковской сферы, - подчеркнул Димитрий Демекас, замглавы департамента денежно-кредитных систем и рынков капитала Международного валютного фонда. - Однако излишнее регулирование может удушить систему. Будет стабильность, но не будет роста.

Тем не менее Россия не может себе позволить игнорировать базельские принципы, поскольку иначе, по выражению первого зампреда Банка России Алексея Симановского, "наша банковская система будет поставлена в такое положение, когда оперение птицы не позволяет ей свободно летать в международном пространстве". Тем более что объективно идет сокращение рентабельности отрасли по причине уменьшения кредитной маржи, существенно сократились финансовые возможности населения, то есть объем денег на счетах не будет расти.

Первый вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова добавила, что "убыток убытку рознь", уровень рентабельности основного бизнеса никогда не был высок, а сегодняшний уровень во многом связан с пересмотром банковских резервов. Тем не менее вопрос "презумпции виновности" или "добросовестности" по отношению к банкам поднимался еще не раз. Сейчас, отметил президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, воздействие регулятора строится по карательному принципу, поэтому в банковской среде чувствуется сильная настороженность и напряжение, несмотря на стабильность. Любое незначительное нарушение - "запятая" - приводит к выдаче предписания, за которыми свою очередь следуют понижение рейтинга, сокращение лимитов и отток клиентов. Банк оказывается на краю банкротства.

- Регулятора надо воспринимать как терапевта, а не патологоанатома, - считает глава ассоциации. - Категорически надо сократить отзыв лицензий, а в случае санации банков публично объяснять истоки и причины.

Цепочку медицинских ассоциаций продолжил Юрий Исаев, глава Агентства по страхованию вкладов, который отметил, что если в его ведомство попадает "пациент", то хотелось бы "почитать историю болезни". АСВ, конечно, приходится иметь дело с не самыми лучшими представителями банковского сообщества, однако криминальный характер носят 98% банкротств. И основная проблема заключается в выводе активов, который порожден отсутствием ответственности за деятельность финансового учреждения банкиров и бенефициаров, а также аудиторских организаций.

- Проверки, проведенные в 2014 году, показали, что из 40 компаний, ведущих основную работу с банками, в 39 те самые аудиторы так или иначе не в ладах с законом, - отметил Исаев.

В такой ситуации государству необходимо предпринимать определенные усилия, чтобы защитить граждан от "неразумных банкиров, которые предлагают слишком соблазнительные условия, полагает зампред ЦБ РФ Михаил Сухов. У банков - банкротов последнего времени насчитывается около 280 млрд рублей отрицательного капитала, из них не менее 100 млрд - не украденные, а неэффективно потраченные средства, в том числе на завышенные проценты и бесполезные внутренние расходы. В качестве защитных мер с начала следующего квартала текущего года начнут действовать повышенные страховые взносы для банков, предлагающих увеличенные ставки, а также различного рода ограничения. К примеру, сейчас в 8 банках уже ограничены ставки по вкладам. Как заявили министр финансов РФ Антон Силуанов и глава ЦБ Эльвира Набиуллина, на перспективу в стране сохранится жесткая бюджетная и денежно-кредитная политика.