Минэкономразвития создало новую процедуру для компаний-банкротов

Минэкономразвития подготовило поправки к Закону "О несостоятельности (банкротстве)" для реформы процедур наблюдения и финансового оздоровления. В тексте финансовое оздоровление выделено как отдельная от банкротства и приоритетная процедура. Да и сам закон предлагается переименовать с "О несостоятельности (банкротстве)" в "О финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве)".

Согласно проекту поправок, должник при наличии шансов восстановить свою платежеспособность сможет просить не о признании банкротом, а о введении финансового оздоровления. В рамках "дорожной карты" по совершенствованию банкротства предлагается сокращение периода их назначения и проведения, а также смещение баланса с банкротных процедур на реабилитационные.

Это первый шаг минэкономразвития к созданию в России системы, аналогичной американской процедуре реабилитации должников. "Идея министерства о создании банка плохих долгов жива, и оно последовательно пытается ее реализовать, а без применения ускоренных процедур реабилитации эта структура погрязнет в долголетних процедурах банкротства и потеряет свое предназначение - быстрое перераспределение структуры владения должниками (крупными промышленными предприятиями) и сохранения их производственных мощностей", - полагает Вадим Байбуз, старший партнер юридического бюро "Байбуз и партнеры".

Согласно проекту, заявление должника должно быть рассмотрено судом в течение месяца. У суда будет два варианта: удовлетворить заявление, если к нему приложен отчет о финансовом состоянии должника и возможности восстановить платежеспособность, или отказать (при отсутствии отчета) и ввести наблюдение. Оздоровлению могут помешать возражения кредиторов или признание судом невозможности спасения должника.

"В правовых системах развитых государств упор при банкротстве делается на возможность восстановления платежеспособности должника. К сожалению, действующее российское банкротное законодательство к вопросу реабилитации относится формально

Финоздоровление - это непростая процедура, которая не в каждом случае подходит компании и не в каждом случае вообще возможна, полагает Вадим Ткаченко, партнер группы компаний vvCube: "Обойти эту процедуру возможно и избежать тоже, все зависит от кредиторов и от того, как они проголосуют, но так как банкам отдается предпочтение в этих вопросах, то конфликтов в процедурах банкротства станет больше".

Сроки наблюдения, с которого сейчас начинается любое банкротное дело, предложено сократить до двух месяцев. В случае введения финоздоровления наблюдение вообще не будет применяться. Более того, наблюдение не будет вводиться и по заявлению о признании должника банкротом, если последний не представит финансовый отчет, в этом случае компания может быть сразу признана банкротом.

"Практикующие специалисты по банкротству давно сомневались в необходимости такой длительной процедуры наблюдения (шесть и более месяцев). Многие считают, что ее вообще следует исключить из процедур, установленных законом о банкротстве, - отмечает Вадим Байбуз. - Основные причины заключаются в том, что в этот период невозможно осуществлять какие-либо процессуальные действия по обжалованию сделок должника, совершенных накануне подачи заявления о банкротстве".

Более того, в период наблюдения часто происходят злоупотребления со стороны должников. Так, в ходе наблюдения недобросовестные должники в сговоре с дружественными кредиторами формируют так называемые текущие платежи, которые подлежат удовлетворению преимущественно перед остальными кредиторами, нанося тем самым последним вред. "Однако для арбитражных управляющих назначение на процедуру наблюдения считается манной небесной, поскольку ответственность минимальна, а ежемесячное вознаграждение и проценты от стоимости имущества должника они получают за наблюдение всегда, как бы в дальнейшем ни сложилась судьба должника, будет ли он признан банкротом или же дело о банкротстве будет судом прекращено", - говорит Вадим Байбуз.

Поправки к закону о банкротстве, касающиеся смещения акцента банкротства на реабилитацию должника, можно только приветствовать. В правовых системах развитых государств упор при банкротстве делается на возможность восстановления платежеспособности должника, отмечает Радик Лотфуллин, руководитель практики несостоятельности и банкротства юридической фирмы "Некторов, Савельев и Партнеры": "К сожалению, действующее российское банкротное законодательство к вопросу реабилитации относится формально. Да, есть процедуры финансового оздоровления и внешнего управления, но на практике суды редко вводят их в отношении должников, в особенности это касается финансового оздоровления. Тем не менее вызывает озабоченность несистемный подход к изменениям закона о банкротстве. Вместо создания рабочей группы по комплексной реформе банкротного законодательства идет "штамповка" правовых норм. Так, например, в декабре прошлого года было принято пять законов, вносящих изменения и дополнения в закон о банкротстве. При этом качество этих нормативных актов оставляет желать лучшего".

"Законопроект в теории призван улучшить положение добросовестных должников, дать им новые правовые средства по реструктуризации своей задолженности и восстановлению платежеспособности, что в конечном счете будет выгодно и их кредиторам. Как новые положения будут применяться на практике и что из этого выйдет, покажет время", - резюмирует Петр Шевцов, партнер адвокатского бюро ЕМПП.