Фактически реестр начнет полноценную работу с 2017 года. Так как для таких юрисдикций, как Нидерланды, Люксембург, Мальта и Кипр, поставлено условие о внесении поправок, позволяющих предоставлять информацию о конечных бенефициарах компаний, в национальное законодательство через два года. Воспользоваться информацией смогут правоохранительные и госорганы стран ЕС, банки и юрфирмы. У России возможность использовать реестр в своей работе появится в 2018 году. Именно с этого года начинает действовать присоединение России к инициативе ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией.
Замглавы ФНС Даниил Егоров считает, что информация из такого реестра поможет проверить, обоснованно ли применяются пониженные ставки налогов, право на которые компания получила в связи с применением норм об избежании двойного налогообложения. Также реестр позволит налоговикам узнать, насколько добросовестно налогоплательщики декларируют свои контролируемые иностранные компании.
"Пока такому обмену не способствовало прежде всего отсутствие единых стандартов обмена и его автоматизации, - говорит Александр Житнич, управляющий партнер "Алариус консалтинг". - В большинстве своем для того чтобы получить информацию по международному запросу налоговым органам на местах, необходимо было направлять запросы через управление международного сотрудничества ФНС России, которое в свою очередь пересылало эти запросы в налоговые органы иностранных юрисдикций. Сроки получения ответов на такие запросы исчислялись месяцами и часто завершались отказом предоставить какую-либо информацию по формальным причинам".
Определенные условия для обмена информацией заданы в рамках договоренностей об избежании двойного налогообложения. Сейчас РФ заключены более 80 соглашений об избежании двойного налогообложения. В каждом из них существует раздел о взаимном обмене налоговой информацией. "На деле предоставление личной информации о выгодоприобретателе явление крайне редкое, - добавляет управляющий партнер юридической компании "Воин-Групп" Полина Толкунова, - поскольку законодательством одной страны может быть предусмотрен запрет на разглашение каких-либо сведений".
Легко и просто обмен информацией о бенефициарах выглядит только в теории. Сейчас ему мешает разное законодательство стран ЕС. "Несмотря на общие директивы, некоторые страны, например такие, как Швейцария, Лихтенштейн, Австрия и другие, применяют их с некоторыми оговорками. Результат - степень конфиденциальности сведений в этих странах высокая", - говорит глава компании "Адвока-Т" Андрей Воронин.
Кроме того, пока никто не отменял правило, что для доступа к сведениям о бенефициарах нужны достаточные основания. Поэтому, скорее всего, российские налоговые органы будут получать сведения о бенефициарах европейских компаний и трастов при наличии информации об отмывании средств, коррупции, финансировании терроризма, совершении налоговых правонарушений или других противоправных действий.