- Это вполне объяснимо, - считает декан высшей школы маркетинга и развития бизнеса Высшей школы экономики Татьяна Комиссарова. - Первыми после начала экономической нестабильности в стране недосчитались клиентов кафе и рестораны. Далее москвичи стали отказываться от излишних трат на одежду, обувь, модные гаджеты. Очень сильно просела сфера добровольного медицинского страхования. Организации еще оформляют полисы ДМС, а вот частные лица, особенно молодежь, считают, что пока можно обойтись и обязательной медстраховкой. Спортивные клубы, особенно элитные, сейчас тоже в "минусе". Да, многие москвичи привыкли к постоянным занятиям спортом, но из-за сокращения доходов вынуждены искать более рациональные варианты: кто-то меняет клуб на пробежки на свежем воздухе в парке, а кто-то уходит в более доступные по ценам спорткомплексы.
По мнению директора Центра конъюнктурных исследований Георгия Остапковича, в настоящее время все больше жителей столицы переходят на так называемую сберегательную модель потребительского поведения. "С начала года реальные доходы москвичей не растут, поэтому они предпочитают отказываться от необязательных услуг: стирают дома, в химчистку отдают вещи только в случае крайней необходимости, да и в парикмахерские ходят реже", - отмечает Остапкович.
Слова эксперта подтверждают и выводы исследования "ОПОРЫ России": доходы столичных парикмахерских, прачечных, химчисток, ателье и фитнес-клубов действительно с начала года сократились на 15-20 %. По оценке консалтинговой компании "RRG", сфера услуг и развлечений до конца года может потерять еще до 26% клиентов. "Те предприятия малого и среднего бизнеса в сфере услуг, которые хотят сохранить бизнес, конечно же, не будут сейчас повышать цены для посетителей, - считает Татьяна Комиссарова. - Ведь тогда они могут остаться вообще без клиентов. Им важно сейчас перетерпеть сложные времена, находить более дешевую аренду помещений, чтобы просто выжить.