Сначала компании, встававшие на путь "открытых инноваций", пытались выращивать внутренний кадровый актив, который ставился на задачи инновационного развития и должен был привлекать малые инновационные компании, стартапы, с рынка. Это оказалось не очень правильной моделью, поскольку у корпораций и стартапов слишком разная предпринимательская культура, они не могли найти общий язык. В конце девяностых крупные компании начали инкорпорировать целые команды молодых разработчиков в надежде на то, что команда сориентируется внутри корпорации и станет мостиком, который соединит компанию и внешний мир.
Эта модель тоже долго настраивалась и не всегда давала нужный эффект. Тогда появились инструменты корпоративной акселерации, которые позволяют вывести стартапы за периметр корпорации, но при этом сохранить их вовлеченность в процесс и обеспечить понимание общих задач и целей.
Прежде чем прийти к корпоративному акселератору как модели работы с малыми инновационными компаниями, корпорации, как правило, проходят некий путь. Они выступают партнерами различных инновационных конкурсов, что позволяет следить за рынком, технологическими трендами, видеть идеи, которые появляются в рамках этих мероприятий, и осуществлять конкурентную разведку.
Самые перспективные идеи берутся на карандаш, в корпорации появляется специалист, который умеет интегрировать новые технологии в производственные цепочки компании. Компания обрастает сетью экспертов, которые способны объективно оценить перспективность предлагаемых технологий.
Именно сильные менеджерские ресурсы и экспертиза становятся основой для создания корпоративного акселератора, насыщенной и ускоренной образовательной программы, основная задача которой протестировать технологию с внешнего рынка, помочь команде в кратчайшие сроки развить ее до нужной стадии и затем интегрировать в бизнес корпорации.
В мире насчитывается несколько сотен корпоративных акселераторов, они становятся классическим инструментом развития бизнеса. Практически у всех компаний из сотни Fortune есть либо корпоративные акселераторы, либо аналогичные структуры. Компании используют этот инструмент, чтобы понять, насколько они готовы в рамках модели "открытых инноваций" к запуску более сложных инструментов, например, собственного венчурного фонда для более продолжительной и стратегической работы с молодыми компаниями. В России тренд только набирает силу.
Для компании любого размера акселератор может быть инструментом, который позволяет ей работать с открытым рынком. При этом важно понимать, что "открытые инновации" - затратный процесс с точки зрения сил и времени, которые нужно потратить на внедрение этой модели. Необходимо четкое понимание стратегии развития компании, видение того, как складываются процессы, как привлекаются партнеры. Компания должна понимать, какие ресурсы она готова выделять на эти инструменты. На практике мы видим, что акселераторы, как правило, появляются в компаниях, которые работают на потребительских рынках и в IT. Они находятся в жесткой конкурентной среде, для них важны скорость и стоимость вывода продукта на рынок, поэтому они всегда находятся в поиске новых идей. Для них акселератор - наиболее удачный инструмент. А для молодых разработчиков - отличная возможность развить свой стартап, превратить его в работающий бизнес или осуществить "выход", продав технологию корпорации.
Для российских стартапов возможностей "выхода" пока немного, РВК и другие государственные институты развития занимаются решением этой проблемы, но ситуация не может измениться в одночасье. Мы оказываем методическую поддержку R&D директорам для того, чтобы помочь им быть более эффективными агентами инноваций внутри компаний, проводим образовательные программы на тему "открытых инноваций", конкурсы. Однако такая работа не дает быстрых результатов. Поэтому в этом году мы решили зайти внутрь корпораций, запустить эти инструменты вместе с теми, кто отвечает в компаниях за внедрение новых технологий, и посмотреть на результаты.
Для этого РВК разработала новый формат федерального акселератора Generation S, который стал платформой для создания корпоративных акселераторов на аутсорсинге. По такой модели, например, работает известный американский акселератор TechStars, партнерами которого являются ведущие международные корпорации. Сотрудничество с TechStars позволяет корпорациям стать частью экосистемы инноваций, состоящей из вузов, технопарков, инкубаторов, венчурных фондов, институтов развития и пр., и использовать ее для решения своих стратегических задач.
Акселератор GenerationS-2015 стартовал в апреле в партнерстве с семью российскими корпорациями: Группа "РусГидро", МТС, "Сбербанк-Технологии", НПО "Сатурн", ГК "Мортон", ПО "Сиббиофарм", Татнефтехиминвест-холдинг. Еще более десяти организаций участвуют своей экспертизой и другими ресурсами. Для привлечения к участию в проекте молодых компаний задействована региональная партнерская сеть Generation S, которая включает около сотни стартап-школ, бизнес-инкубаторов, технологических платформ и образовательных учреждений, работающих непосредственно со стартапами по всей России.
Generation S продлится до декабря. Надеемся, что по результатам в России появится по крайней мере семь корпораций, запустивших свои программы по работе со стартапами, которые могли бы лечь в основу кейсов для тиражирования другими компаниями.