Из Москвы до аэродрома Украинка в Амурской области лететь почти семь часов. Потом час езды до ЗАТО Углегорск, и оттуда еще 50 минут до стартового комплекса космодрома. Последний отрезок пути - это железная дорога, которая соединяет Транссибирскую магистраль с Восточным.
Футуристичный вокзал из стекла и бетона на выезде из Углегорска резко выделяется на фоне поселковых покосившихся построек пригорода. Здесь журналистам раздают каски (безопасность на стройке - превыше всего) и яркие оранжевые жилеты. Поднимаемся на перрон, где стоят три локомотива. Два из них - мощные маневренные тепловозы с "умной" электроникой внутри. Уже совсем скоро они повезут части ракет и космических аппаратов от Транссиба до космодрома. Чтобы не было нежелательных для техники толчков, ехать будут в авторежиме, со скоростью всего 5 км в час.
Пока они ждут свой космический груз, мы садимся в локомотив поменьше. Ехать приходится стоя, держась за перила: обычно дизель возит на стройку материалы и оборудование.
- Когда космодром будет закончен, по этому пути пойдут поезда с пассажирскими вагонами. Инженеры, техники, другие специалисты будут каждый день так добираться на работу, - рассказывает замначальника обособленного подразделения ГУСА "Дальспецстроя" Евгений Мишин. - А параллельно идут рельсы, по которым поедут ракеты. Требования к железной дороге - просто космические: она должна выдерживать огромные нагрузки и быть сейсмоустойчивой.
Восточный - это действительно стройка века для России. В тайге, на площади в 700 квадратных километров, вырастает огромный комплекс с инфраструктурой: с нуля нужно проложить 115 км автомобильных и 125 км железных дорог. Недалеко от Углегорска появятся вертолетные площадки и большой аэропортовый комплекс с несколькими взлетно-посадочными полосами. Понятно, что в первую очередь его будут использовать для нужд космодрома.
Пока едешь на тепловозе несколько десятков километров, картина не меняется: снуют огромные КамАЗы, работают асфальтоукладчики... Проезжаем один из бетонных заводов, а всего их на территории три. На подъезде к техническому комплексу Восточного - самый крупный вахтовый городок. Здесь могут разместиться две тысячи строителей. А всего подобных городков - 29.
Путь, по которому повезут ракеты, заканчивается у стартового стола. Но до финишной прямой есть остановки. Самая главная - технический комплекс, где из составных частей ракету и космический аппарат соберут в одно целое. Как это будет работать? Отдельные блоки ракеты-носителя привезут на склад. Оттуда они на трансбордерах отправятся в зоны сборки. Рабочие уже успели окрестить эти передвижные платформы "официантами": уж очень ловко они курсируют с огромными нагрузками между складом и монтажно-испытательными корпусами. Жаль, что на трансбордерах не удалось проехаться: на платформах монтируют оборудование. Мастера работают на опасной высоте - варят балки, прокладывают кабели под потолком огромного технического комплекса.
По планам, в декабре из него выедет уже готовая ракета, уложенная на транспортно-установочный агрегат. Специалисты называют его "крокодилом": когда этот мощный механизм поднимает и устанавливает ракету в огневое опорное кольцо, кажется, что открывается пасть гигантского аллигатора.
Еще 4 километра пути - и мы у стартовой системы, строительные работы на которой почти закончены. На всех объектах идет монтаж оборудования. В ноябре стартовая система примет ракету космического назначения.
- Все практически готово: осталась чистовая отделка. Помещения стартового стола уже переданы Роскосмосу под монтаж оборудования, - рассказал замначальника по производству филиала "Дальспецстроя"Александр Смирнов. - В стартовое сооружение уложено 55 тысяч кубических метров бетона, смонтировано 12 тысяч тонн арматуры. При запуске вся эта установка примет на себя "огневой удар" - огромные температуры и давление, сравнимое с землетрясением в 8 баллов. Конструкция выдержит.
Спускаемся вниз - на минус третий этаж огневого кольца - это сердце старта. Именно отсюда будут запускать ракету. Монтажники Роскосмоса здесь тоже ставят оборудование. Работают в две смены, без выходных: всю технику нужно еще успеть протестировать перед декабрьским пуском. Над нами - кабель-заправочная мачта и железные "лапы" - опорные фермы, которые будут держать ракету до старта. А под нами еще два этажа. Последний переходит в газоотвод. Пока кое-где из него торчит арматура, некоторые участки рабочие заканчивают бетонировать. В декабре здесь будет жарко: температура на выходе из сопла ракеты может достигать 4000 градусов.
Самое высокое и заметное сооружение на старте - мобильная башня обслуживания. Ее высота - 52 метра, примерно 17-этажный дом. Вес - около 1500 тонн. Для чего она нужна? Грубо говоря, она "наезжает" на стоящую в огневом кольце ракету, и техники с рабочих площадок башни готовят "Союз" к старту. Башня как "няня" - оберегает ракету от сильных морозов и внешних негативных воздействий. В ней есть лифты и краны, лестницы, площадки обслуживания на разных уровнях, системы водоотвода, электрооборудования, управления, средства связи, оповещения и телевизионного наблюдения.
Надо сказать, что на Восточном мобильная башня просто уникальная и не имеет аналогов. Это сложнейший технологический комплекс, разработанный филиалом ФГУП ЦЭНКИ - институтом стартовых комплексов им. Бармина, сборка ведется одним из филиалов Роскосмоса.
Прежде чем пустить на самый верх, на нас надевают монтажное снаряжение - специальный пояс. Без страховки нельзя: у самых высоких ступенек, ведущих на "крышу" вышки, вообще нет перил. Дух захватывает: с башни открывается потрясающий вид. Можно хорошо рассмотреть командный пункт, где будет обрабатываться вся информация о готовности стартовых систем и ракеты - это мозговой центр стартового комплекса. В отличие от многих других космодромов, командный пункт на Восточном находится не под землей: это двухэтажный бетонный бункер. Толщина стен - более полуметра, а каждая из 10 герметичных дверей весит около тонны.
Сейчас на Восточном - восемь тысяч строителей и более 400 высококвалифицированных монтажников. Так как объект стратегический, работать на нем могут только россияне. Сложно представить, как столько людей собирали на стройку в тайгу. Условия очень тяжелые. Летом - жара до плюс сорока и гнус. Зимой - холод до минус сорока, почвы промерзают до трех метров вниз.
Применяются особые технологии. Например, залитый в арматуру бетон приходится обвязывать специальными кабелями и нагревать до плюс 50 градусов. Ошибешься с температурой - и всю конструкцию придется переделывать. Каждую порцию бетона проверяют на прочность в лаборатории: делают маленький кубик, тот застывает 7 дней, а потом кладут под пресс. Давление огромное. У нас на глазах куб размером с коробку конфет выдержал нагрузку в 22 тонны, а потом пошел трещинами.
- Они все в итоге рассыпаются. Наша задача - узнать, сколько минут продержатся и какую максимальную нагрузку выдержат, - объясняет замначальника строительной лаборатории Пальмира Мибония.
Летом на космодром приедут около тысячи студентов, которые прошли серьезный конкурсный отбор. А с апреля здесь уже трудятся 130 стройотрядовцев: помогают в прокладке коммуникаций, вяжут арматуру, заливают бетон, кладут плитку, штукатурят. Многие из ребят - учащиеся аэрокосмических вузов - планируют вернуться сюда после окончания университета.
- Я учусь по специальности, связанной с производством авиадвигателей. Хочу вернуться на Восточный и на то, что делаю, смотрю по-хозяйски, - рассказывает Дмитрий Смолькин, первокурсник Самарского аэрокосмического университета.
Он показывает бетонные "коробки" домов в Циолковском и прикидывает, в какой квартире будет жить, как будет добираться оттуда до командного пункта. Пока в строящемся с нуля городе, рассчитанном на 12 тысяч человек, "хозяйничают" несколько сотен рабочих: до конца года они должны сдать 12 домов. А всего их будет 40. Здесь будут жить специалисты Роскосмоса: инженеры стартового и технического комплексов, сборщики ракет, механики, электрики, сантехники, энергетики. Для их семей построят детские сады и школы. Полностью город должен быть сдан в 2018 году.
На некоторых объектах работы не останавливаются круглые сутки. О проблемах, возникших в ходе стройки, говорилось много. Скажем лишь, что некоторые подрядчики не смогли выполнить свои обязательства и оставили часть объектов. Их работу - самые проблемные участки - подхватили главки Спецстроя из других регионов России: на "стройку века" перебросили лучших специалистов из Северо-Западного, Приволжского, Южного, Уральского и Сибирского главков, а также Главного управления N 1 и генподрядного управления Инстрой. Благодаря этому критический момент удалось преодолеть.
- С января своими силами устраняем недоделки, брак, продолжаем то, что должны были доделать субподрядчики, - рассказывает Павел Кварцев, заместитель руководителя филиала Южного главка Спецстроя России. - Догоняем график.
Первый пуск ракеты-носителя "Союз-2.1а" с Восточного должен состояться в конце декабря. На орбиту отправятся студенческие спутники: "Ломоносов" из МГУ и "Аист-2Д", созданный Самарским государственным аэрокосмическим университетом и "ЦСКБ-Прогресс".
Построенный стартовый комплекс будет предназначен также для пусков ракет-носителей "Союз-2.1б" и "Союз-2.1в" с космическими аппаратами и грузовыми кораблями. Сколько пусков планируется делать в год? Эксперты считают, что не менее десяти, а может, и все пятнадцать.
А первый пилотируемый запуск намечен после 2020 года. Для этого, скорее всего, будет построен второй стартовый стол под ракету-носитель "Ангара" тяжелого класса.
1.Космическую независимость. Планируется, что к 2030 году 90 процентов запусков на любые орбиты Россия будет проводить с собственных космодромов.
2. Гарантированное выполнение коммерческих и международных космических программ
3. В перспективе уменьшение затрат на аренду Байконура.
4. Социально-экономическое развитие Дальнего Востока: планируется, что из центральной России будут переведены многие ракетные и сопутствующие им производства.
5. Улучшение экологической обстановки. При стартах с Восточного отработавшие ступени ракет будут падать в малонаселенных районах Сибири и нейтральных водах Тихого океана.