Иваново перестает на эту неделю быть текстильной ситцевой столицей, "городом невест" и становится центром сложного, мирового уровня авторского кино, которое, как правило, остается в истории киноискусства на первых позициях. А само российское кино на берегу Волги хоть на время избавляется от коммерческого давления массовой культуры, которое диктует свои условия иногда жестче, чем когда-то это делала цензура.
Тарковский же сегодня для молодых режиссеров всего мира "стал символом бескомпромиссного и смелого авторского кино, неподвластного цензуре и коммерческому давлению массовой культуры", - считает президент фестиваля, режиссер Павел Лунгин. "Акцентировать идеи авторского кино" и современность Тарковского - так определяет задачу фестиваля его программный директор, кинокритик Андрей Плахов.
У фестиваля постоянно растет аудитория и число участников, к нему сохраняется устойчивый интерес в мире. Фестиваль не опускает планку, подчеркивает губернатор Ивановской области Павел Коньков. В этом году в его рамках впервые пройдет большая научная конференция, будут отмечены молодые кинокритики, выпущена фестивальная газета.
Председателем жюри на этот раз стал французский писатель и режиссер Эммануэль Каррер, глубоко интересующийся культурой России. В жюри также вошли известный режиссер Александр Сокуров, исландский кинорежиссер, сценарист и актер Фридрик Фридриксон, поэт Илья Кутик и актриса Мария Миронова.
Участники фестиваля начинают узнавать своих попутчиков еще в вагоне поезда на Иваново. Узнают не толко популярных актеров, но и критиков, журналистов, режиссеров, рядовых участников фестиваля по чему- то неуловимому, подчеркнутой вежливости и сдержанности деловой прыти. Моей соседкой по купе оказывается Нелли Фомина, художник по костюмам кино. Она делала костюмы к трем фильмам Тарковского - "Солярису", "Зеркалу" и "Сталкеру".
- Так это вы создавали знаменитое платье Хари в "Солярисе", что теперь висит в музее Мосфильма? - уточняю у мастера.
- Нет, его придумал Михаил Ромадин. А всю остальную одежду делала я. А вот видите, на фотографии, презентующей этот фестиваль, кадр из "Сталкера", где Алиса Фрейндлих возле открытой двери. Она между прочим стоит в моей дубленке. Я эту дубленку - она у меня до сих пор висит дома - недавно отдавала на выставку кинокостюмов. Потому что костюмов из фильма Андрея сохранилось немного. Фильм заканчивался, их куда- то сваливали на склады, и все терялось.
Нелли Ефимовна - "именинница" этого фестиваля. В первый же день в Плесе в музее "Присутственные места" открылась ее персональная выставка "Нелли Фомина. Костюмы к фильмам Андрея Тарковского". Фомина работала со многими известными кинорежиссерами Михаилом Швейцером, Эльдаром Рязановым. Ее костюмы и эскизы к ним хранятся в музее Бахрушина и в Третьяковской галерее. На открытии выставки она презентовала свою книгу о костюмах в кино, это самое серьезное российское исследование кинокостюма. Создавала и театральные костюмы для спектаклей Олега Ефремова и Валерия Фокина. Ефремов приглашал ее остаться, но она смеялась: не люблю театральную жизнь То ли дело кино, собралась команда, сделала свою работу, и все разбежались, конфликты и несходство характеров забылись, завтра новая работа.
Тарковский взял ее на работу посредине фильма, прогнав предшественника, работой которого был недоволен, и, в общем, не отпускал уже. Только в "Ностальгии" у него появились новые художники по костюмам, но это уже был "западный период" его творчества и художники там были европейские.
Нелли Ефимовна преподает на Высших режиссерских курсах. Ей есть о чем рассказать студентам. Кроме известных киноработ, она, будучи с 1968 года знакома с Майей Плисецкой, создавала сценические костюмы и для нее.
- Белое и серое платья в "Чайке" - мои, - рассказывает. - А вот в "Анне Карениной" я всего одно платье сделала.
И только на один вопрос она медлит с ответом: как она работала с требовательным Мастером. "Об этом я написала в книге", - улыбается.
Справка "РГ"
На кинофестивале будет еще одна книжная новинка. В рамках научной конференции "Модернизм у Тарковского" будет представлена книга сестры великого режиссера Марины Тарковской - "Теперь у нас новый адрес".