Но американским ученым нужна научная версия. Если герои рисковали бессознательно, то, может быть, причина в гене альтруизма? О его открытии периодически сообщают разные научные группы. Впрочем, оппоненты возражают: нет одного гена альтруизма, как нет гена счастья, интеллекта, страха и т.д. За это отвечают целые генные ансамбли. Их еще предстоит открыть.
- Когда муравьи погибают, спасая муравейник, это не альтруизм, не мораль, а видовое поведение, рефлекс сохранить генофонд, - говорит профессор психологического факультета МГУ Марина Егорова. - У человека это заложено на уровне инстинкта. Он прежде всего спасает своих родственников и только потом других людей. Спасает свои гены, чтобы сохранить потомство.
По словам Егоровой, в ряде исследований показано, что в человеке есть предрасположенность к героическому поведению. Причина скорей всего в том, что человек по своей природе социален. Постоянно живя в группе, мы вынуждены помогать окружающим, ожидая, что наше участие не останется без ответа. То есть помощь другим становится нашей привычкой. А в экстренной ситуации человек может действовать рефлекторно, спасает чью-либо жизнь, рискуя собственной. Это и есть бессознательный героизм. По сути, о нем говорили лауреаты премии, которых изучали американские ученые.
Впрочем, они особо подчеркивают, что ни в коей мере не претендуют на истину, что их выводы надо многократно перепроверять. Многое зависит от конкретных людей, от ситуации, в которой они проявили героизм, от того, что они четко запомнили. И тогда результаты могут оказаться противоположными. Но сама попытка разобраться в природе героизма заслуживает внимания.
Может ли героизм быть сознательным? В песне поется, "когда страна прикажет, у нас героем становится любой". Но любой ли? Учеными разных стран проведено множество исследований и назван перечень стимулов совершить подвиг. Они довольно очевидны: любовь к Родине, ненависть к врагу, чувство воинского долга, товарищество, взаимовыручка, страх презрения со стороны товарищей, стремление отличиться, получить награду. Каждый из них может, в принципе, подвигнуть человека на героический поступок. Все зависит от ситуации.
Вроде бы действительно всегда есть место подвигу. Но с другой стороны, по оценкам американских экспертов, около 90 процентов военнослужащих испытывают в бою страх в явной форме, часто сугубо физиологической: тошнота, рвота и т.д. А в исследованиях российских, американских, немецких и французских специалистов показано, что, по сути, воюют максимум 25 процентов солдат: ведут прицельный огонь, сознательно перемещаются на поле боя и т. п. Остальные активны лишь находясь на виду у командира. Если его нет, они прячутся в безопасное место, имитируют выход из строя техники, психическую или физическую травму, "сопровождают" в тыл раненых сослуживцев.
Конечно, все армии мира хотели бы иметь идеальных солдат, но человек очень непредсказуем. Поэтому сегодня перед учеными ставится задача создать абсолютного героя, всегда готового на любой подвиг. Это солдат-робот. А ордена и медали за его подвиги будут в штабах получать операторы, которые нажимают на курки и гашетки оружия. В такой войне место для подвига найдется любому.