Производителям и поставщикам металлоконструкций, цемента, лакокрасочных изделий предложено занять ниши на рынке стройматериалов, а также создать сборочные производства лифтов и высокотехнологического светотехнического оборудования.
- Мы пригласили к себе представителей строительного бизнеса Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Беларусь. Усадили их за один стол с местными производителями, портовиками, перевозчиками, чтобы понять, как нам выстроить взаимовыгодные деловые связи и логистические схемы в сложившихся макроэкономических условиях, - рассказал глава регионального министерства строительства Михаил Викторов.
Жилищное строительство в области набирает обороты, сдано в эксплуатацию уже 450 тысяч квадратных метров жилья, к концу года объемы планируется увеличить вдвое. Кроме того, на реализацию масштабных строек к ЧМ-2018 потребуются в огромном количестве стройматериалы, многие из которых в эксклаве не выпускаются. А с начала года завозная и подтянувшаяся к ней местная продукция стройиндустрии начала дорожать.
К апрелю в Калининградской области, по данным статистики, индекс цен на стройматериалы вырос к аналогичному периоду 2014 года практически по всем позициям. Так, строительный раствор и цемент подорожали почти на четверть, селикатный кирпич - на 15,9 процента, песок - на 11,2, арматура - на 15,2, асбест - на 17,9, щебень и битум - на 7,9 процента. Кстати сказать, аналогичный ценовой прессинг испытали на себе и застройщики Ленинградской области. Тогда как новгородским строительным компаниям, для сравнения, бетон, щебень, битум и кирпич обошлись дешевле, чем годом ранее, соответственно на 26,4, 10, 6 и 0,5 процента.
В Архангельской области цены на бетон, кирпич и цемент отыграли назад соответственно на 18,4, 13,3 и 11,7 процента. Незначительно изменилась конъюнктура рынка стройматериалов с начала года и в Псковской области. При этом низкая стоимость возведения одного квадратного метра жилья в СЗФО, по данным Росстата за первый квартал 2015 года, достигнута не только в Архангельской и Псковской областях, но и в Янтарном крае.
В себестоимость "квадрата", помимо затрат на материальные ресурсы, входят стоимость земельного участка, приобретенного застройщиком, стоимость энергоподключения объекта к сетям, оплата труда, пояснил Михаил Викторов. Но в общем объеме издержек доля расходов на стройматериалы в эксклаве последние три года остается самой большой - от 59 до 64 процентов. С открытием заводов по отдельным группам стройматериалов, например композитных, стеновых, железобетонных изделий, в некоторой степени удалось стабилизировать рынок. А в текущем году его "подогрели", как считают в калининградском минстрое, спекулятивные настроения поставщиков дефицитных в регионе товаров, деталей и конструкций.
- Требовать от бизнеса сдерживать цены мы не можем, поэтому попросили подписать соглашение о предоставлении информации: потребность, стоимость ресурсов, сроки их поставки, чтобы определиться со спросом в регионе, где дешевле, кто быстрее. Об этом мы хотели бы попросить и коллег, - предложил участникам совещания Михаил Викторов. - Это позволит мониторить "дефицитные ниши" и вести переговоры с потенциальными поставщиками.
Директор завода железобетонных изделий Александр Швыряев отметил такой нюанс: белорусский щебень самый дешевый, но из-за транспортной составляющей он получается много дороже, чем шведский, доставляемый по морю. Сколько в таком случае будут стоить стройматериалы российских производителей, перемещаемые по суше в Калининградскую область через две границы - Литвы и Белоруссии? Российские железнодорожные грузоперевозки сырья и стратегических материалов из эксклава на основную территорию России и из метрополии в эксклав с 1 апреля 2016 года будут субсидироваться из федерального бюджета, успокоил региональный министр по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Дмитрий Чемакин.
Налаженный информационный обмен между предприятиями Северо-Запада - первый шаг к сотрудничеству в сфере стройиндустрии. Бизнесмены в равной степени заинтересованы в продвижении своей продукции, поскольку у многих старые деловые связи разрушены, и нужно искать новых партнеров, а они, оказывается, под боком.
Более того, есть возможность развернуть в эксклаве производство лифтов и светотехнического оборудования.
- Нам не важно, кто организует это производство. Предварительные переговоры велись с московскими, питерскими и белорусскими компаниями. Кто первый встанет, того и тапки... в лифте, - пошутил министр и серьезно добавил: - Министерство готово в рамках полномочий сопровождать эти инвестпроекты.
Планы по жилищному строительству у всех напряженные. В топ-30 регионов страны по вводу в эксплуатацию домов, по итогам за первый квартал 2015 года, вошли четыре северо-западника: Петербург (2-е место), Ленинградская (6-е), Калинин-градская (14-е) и Вологодская (22-е) области, из них только Петербург вышел на миллион "квадратов".
Янтарному краю, чтобы выйти на миллион за год, не повышая себестоимости строительства "квадрата", необходимо задействовать мощности стройиндустрии соседних регионов, развить местные производства, а также привлечь иногородних покупателей, которые обеспечат спрос на жилье.
А спрос, как известно, подстегивает предложение.
Денис Мантуров, глава минпромторга РФ:
- Одной из важнейших проблем российской строительной отрасли является неоптимальное географическое распределение производств строительных материалов. Совместно с регионами нам предстоит проработать географию распределения мощностей, чтобы оптимизировать ее по сырьевой базе и рынкам сбыта.