09.06.2015 04:39
    Поделиться

    Почему в Ростовской области не прижились страусы

    На аграрном юге набирает популярность так называемое альтернативное животноводство, когда вместо традиционных свиней, кур, овец и коров фермеры разводят редких, а порою экзотических для наших широт животных. Верблюды и нутрии, фазаны и перепела, страусы и голуби - вот далеко не весь перечень зверья, на котором пытаются заработать местные предприниматели. Но большинство проектов закрывается в первые же годы работы.

    - Экспериментировать людей заставляет экономическая ситуация, - говорит президент Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств (АККОР) Ростовской области Александр Родин. - Раньше самым популярным направлением было свиноводство, но в 2007 году в Россию из Грузии попала африканская чума свиней, которая способна уничтожить на зараженной территории 100 процентов поголовья.

    Сейчас, чтобы не допустить распространения вируса, в радиусе 20 километров вокруг очага уничтожают все поголовье диких и домашних свиней, рассказывают фермеры. И хотя это потом компенсируется из бюджета, кому захочется тратить свои средства и силы, чтобы в одночасье все потерять? По их словам, компенсация не покрывает и половины общей доли расходов, если включать сюда затраты на корма, оплату труда фермеров и так далее.

    Разведение крупного рогатого скота - слишком хлопотное дело. Производить молоко, если поблизости нет успешного молокозавода, невыгодно. А ради мяса КРС надо выращивать несколько лет. Не окупаются затраты. Производство птицы освоили крупные агрохолдинги. За счет большого объема производства у них ниже себестоимость продукции. И что, пожалуй, самое важное - они дают на рынок готовый продукт, который сразу попадает на прилавки магазинов. В итоге что остается малому бизнесу? Он вынужден пробовать себя в других, незанятых нишах.

    Дичь, пожалуйста!

    Десять лет назад в ЮФО начался самый настоящий страусиный бум. Создавались страусиные фермы, выращивались цыплята, организовывались экскурсии. Экзотическое птицеводство привлекало прежде всего многофункциональностью. Кроме того, предпринимателям было интересно попробовать себя в новом деле. Но бизнес оказался нежизнеспособным.

    - Мы стали заниматься страусами в 2006 году. Сначала было три семьи - в каждой две самки и самец, за шесть лет поголовье увеличилось до 100 особей, - рассказывает бывший исполнительный директор страусиной фермы в Багаевском районе Николай Кисляков. - В собственность получили два корпуса животноводческой фермы. Через три года взяли миллион рублей в кредит на развитие маточного поголовья. У нас было 20 гектаров земли. Ветврач ездил перенимать опыт на страусиную ферму в Подмосковье. Связались со столичной фирмой, занимавшейся выделкой страусиных шкур. В Рязани закупили инкубатор, чтобы ускорить процесс выращивания цыплят. На них, кстати, был спрос. Птенцов заказывали фермеры из Краснодарского края, Подмосковья, Воронежской области и даже Сибири. Но больших объемов продаж не было. Купят трех-четырех птенцов и все. И так по всем позициям. Шкуры москвичи покупали у нас за бесценок, а уже готовые эксклюзивные изделия продавали очень дорого. По стоимости и качеству кожа страуса не уступает крокодильей. Пробовали снабжать мясом страуса рестораны. Но даже элитные столичные заведения его не брали. Мало того что очень дорого - за килограмм 500 - 600 рублей, но самое главное - россияне предпочитают говядину, свинину, ту же индейку, которую сейчас с успехом выращивают в Ростовской области. Экзотический мясной деликатес выберут единицы. Большие затраты на корма. В рацион страусов помимо комбикорма обязательно должны входить овощи. На зиму заготавливали морковь, свеклу и капусту. Еще один огромный минус этого проекта - невозможность механизировать многие процессы. Страусы - дикари. К ним нельзя войти в клетку. Поэтому наша ферма больше напоминала зоопарк. Чтобы почистить клетку, птиц перегоняли в другую. Был случай, когда самец пробил ногою дверь и набросился на работника. К счастью, обошлось без кровопролития.

    Выгоды эксклюзивный проект не приносил. Но первое время, признается Кисляков, было интересно. Особенно, когда удалось организовать туристический маршрут. Приезжали в основном дети. Специально для маленьких экскурсантов на ферме выращивали люцерну, чтобы дети могли покормить птичек. Купили палатку, в которой посетителям показывали фильмы о страусах. Но туристическое направление ограничивалось одним сезоном, и тоже больших денег не приносило.

    Несколько лет назад страусов распродали, а ферму приобрели турки-месхетинцы. Они сейчас выращивают там овец.

    Шкурные интересы

    Свои проблемы есть и в кролиководстве. В советские годы на кроликах зарабатывали многие колхозники. Небольшая ферма на 20 - 30 голов уже могла прокормить семью из четырех человек. Шкурки кроликов принимали заготовительные конторы, и это приносило живые деньги. Сейчас этого нет.

    - Продать кроликов в торговые сети нереально. Они не хотят возиться с мелкими поставщиками. Мы два года назад создали Ассоциацию кролиководов Дона, чтобы предлагать им большие лоты, обеспечить регулярность поставок, как они хотят. Не берут, - жалуется фермер Геннадий Запорожцев. - Но если мясо еще как-то продается (в частном порядке, на рынках), то шкурки вообще никто не берет. Рынок заполонили китайские куртки с подкладкой из кроличьего меха, дорогие и не очень хорошие по качеству. Сделать в Ростове аналогичное производство для тех, кто понимает в этом направлении, несложно. Это отличная бизнес-идея. Но желающих не нашлось, потому что всегда в любой стране более половины дохода кролиководу приносили шкурки.

    Впрочем, среди "альтернативщиков" есть и примеры успеха. Ростовчанин Юрий Панченко несколько лет назад продал свой строительный бизнес ради того, чтобы заниматься производством козьего молока, и сегодня не жалеет об этом.

    - Я никогда не горел желанием работать на земле, такой романтики не было, - признается бизнесмен. - Тут был обычный расчет, в какой бизнес лучше вложить деньги. Рассматривал вариант и кафе, и автомойки, и еще самых разных франшиз. В итоге решил заниматься козьим молоком.

    Юрий изучил все детали бизнеса, купил породистых козочек молочного направления, взял в аренду заброшенную ферму под Ростовом и приступил к работе. На месте было установлено оборудование для пастеризации молока и доильное оборудование. Сейчас молоко на месте разливают в пол-литровые бутылки. Его цена в ростовских магазинах доходит до 100 рублей. Без какой-либо раскрутки и рекламы по местным магазинам расходится все, что ферма может произвести. В планах бизнесмена - наращивать поголовье коз и заняться переработкой молока в творог и сыры. По его словам, это увеличит рентабельность.

    В целом эксперты скептически относятся к альтернативному животноводству. И причин этому несколько: во-первых, у фермеров в этой сфере мало опыта. Приступая к выращиванию новых для себя животных, фермер рискует нарваться на целый ряд проблем с содержанием. Во-вторых, отсутствие господдержки. Можно получить разовую субсидию на открытие своего фермерского хозяйства, но с получением регулярных компенсаций могут возникнуть сложности. И самое главное - сбыт.

    - Сегодня сложно продавать даже говядину и свинину. Найти покупателя на нутрию, страуса или кролика - практически нереально, - говорит Александр Родин.

    - Начиная такой бизнес, надо четко представлять, где вы будете реализовывать продукцию. Ведь мало произвести качественный продукт, нужно уметь его продать, - согласен Юрий Панченко. - Лучше всего уже иметь контракты на поставку и, постепенно увеличивая производство, выходить на новых покупателей. Даже самый увлекательный бизнес-план должен подкрепляться четкими расчетами: куда, в каком объеме и с какой периодичностью вы будете отгружать товар. Иначе ничего не получится.

    Поделиться