09.06.2015 14:45
    Поделиться

    Российские судостроители ждут гарантированные заказы

    Комиссия Росморречфлота приняла в эксплуатацию обстановочное судно проекта 3052 "Виктор Шурпицкий", предназначенное для контроля состояния судового хода в Волго-Балтийском бассейне.

    Проектирование и строительство судна выполнили отечественные предприятия. Это знаковое событие в отрасли, поскольку сейчас ряд заводов рискуют сорвать поставки судов, поскольку не могут приобрести европейское оборудование, в частности, двигатели. Прежде они импортировали оборудование из Германии и Украины. Однако с введением санкций и прекращением военно-технического сотрудничества поставки прекратились.

    При этом абсолютное большинство иностранных поставщиков, не желая упускать перспективный рынок, самостоятельно изыскивают все легальные способы преодоления возникающих барьеров, вплоть до получения индивидуальных разрешений национальных правительств. Но преодолевать санкционные барьеры им трудно. В сложившейся ситуации на первое место выходит вопрос импортозамещения. Наши судостроители к этому готовы, но им нужны гарантированные заказы.

    Разумеется, было бы неправильно говорить об обязательном стопроцентном импортозамещении в гражданском судостроении - это нереально и невыгодно. Практически в любом гражданском судне, строящемся в России, доля импортных компонентов составляет 70 и более процентов от общей цены материалов и оборудования.

    Однако отдельные - зачастую, весьма капиталоемкие - позиции можно и нужно закрывать своими силами.

    Крыловский государственный научный центр подготовил предложения по локализации в России военного и гражданского судостроения. Согласно документу, в России до 2020 года нужно начать собственное производство более 600 видов узлов и агрегатов. У нас есть предприятия, производящие аналоги, соответствующие техническим параметрам продукции, закупаемой за рубежом для нужд военного и гражданского флота. В том числе судовых дизельных двигателей, которые могут составлять до 40 процентов от стоимости корабля.

    Государство в сложившейся ситуации принимает определенные конкретные шаги для развития конкурентоспособного отечественного производства судового комплектующего оборудования. Был принят ряд государственных и федеральных целевых программ, в том числе с привлечением бизнеса.

    В частности, в ФЦП "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы" предусмотрен механизм решения задач в области научно-исследовательские и опытно-конструкторские работ: 65% - бюджетные средства, 35 - внебюджетные. Подобные решения предусматриваются и в Государственной программе РФ "Развитие судостроения на 2013-2030 годы".

    Полностью материал читайте в "РГ" 1 июля 2015 г.

    Поделиться