В ближайшее время дело может сдвинуться с мертвой точки, и хронические игроки перестанут быть хозяевами своим кошелькам. Вчера пленум Верховного суда России обсудил проект постановления "О некоторых вопросах применения общих положений части первой Гражданского кодекса". Под сухим названием скрываются горячие темы, многие из которых еще только прорастают на нашем правовом поле.
Два года назад вступил в силу первый блок масштабных поправок в Гражданский кодекс, заложивший ряд принципиальных новаций.
Одна из резонансных норм разрешила ограничивать дееспособность больных алкоголизмом, наркоманией и - внимание! - игроманией. Ведь рулетка для кого-то стала хуже наркотика. Человек, который все время ставит на черное, а получает "зеро", с тех пор приравнивается к алкоголику.
Беда такого гражданина нередко перестает быть личной. Для многих семей игроман или алкоголик превращается в тяжкое бремя. Но теперь есть правовое лечение: такого гражданина можно признать ограниченно дееспособным.
Как пояснил в свое время председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, "ограничение дееспособности подразумевает установление попечительства над гражданином".
По словам экспертов, здесь есть две составляющие: юридическая и медицинская. В первую очередь игромания - медицинский факт, считают специалисты. Но решать вопрос об ограничении дееспособности должен суд при наличии заключения медиков. При этом есть обязательное условие: увлечение человека игрой должно наносить вред семье. Допустим, он проигрывает в карты все деньги, может проиграть машину и квартиру, оставить семью без крыши над головой. Конечно же, в таких случаях над человеком может быть установлено попечительство, полагают авторы закона.
"Попечитель получает и расходует заработок, пенсию и иные доходы гражданина, ограниченного судом в дееспособности, в интересах его семьи и близких", - поясняет Павел Крашенинников. Если человек избавится от своих пристрастий, он сможет вернуть себе полную дееспособность также через суд.
Однако до сих пор правоприменители, похоже, опасались приступить к подобной процедуре. Это вполне объяснимо: быть первым в подобном случае не только трудно, но и опасно для карьеры. Зато после утверждения постановления пленума Верховного суда у правоприменителей появится руководство к действию.
Один из важных вопросов: как доказать, что игра или выпивка стали мешать жизни? Как говорится в проекте постановления, "в качестве доказательств пристрастия лица к азартным играм, злоупотребления им спиртными напитками или наркотическими средствами могут быть использованы любые средства доказывания из числа перечисленных в статье 55 ГПК РФ".
Это значит, доказать, что увлечение, например, картами или рюмкой уже идет во вред, можно будет в том числе с помощью видеозаписей. Также суды будут вправе прислушаться к показаниям свидетелей, заключениям экспертов и прочее. При этом для ограничения дееспособности выпивающего гражданина не потребуется официального диагноза "хронический алкоголизм" или "наркомания".
"Злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими средствами, дающим основание для ограничения дееспособности гражданина, является такое их употребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет расходы, ставящие семью в тяжелое материальное положение", - поясняется в проекте. Иными словами, болезнь как таковая вовсе не обязательна. Речь может идти и о домашних алкоголиках, человеческого облика они еще не потеряли, но семья от них уже плачет.
А под пристрастием к азартным играм предлагается понимать "психологическую зависимость, которая помимо труднопреодолимого влечения к игре характеризуется расстройствами поведения, психического здоровья и самочувствия гражданина, проявляется в патологическом влечении к азартным играм, потере игрового контроля, а также в продолжительном участии в азартных играх вопреки наступлению неблагоприятных последствий для материального благосостояния членов его семьи".
Если члены семьи сами зарабатывают, а родственник находится, так сказать, в свободном полете (пьет, гуляет, играет, но только на свои), это еще не будет поводом отказать в ограничении дееспособности такого гражданина. Если будет установлено, что человек обязан содержать членов своей семьи, а вместо этого либо не оказывает необходимой материальной помощи, либо сам полностью или частично находится на содержании у членов семьи, ему тоже могут назначить попечителя.
Еще один интересный пункт постановления: как оценивать добросовестность или недобросовестность сторон. "Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения", говорится в проекте документа. Как пояснили разработчики проекта, в частности, как недобросовестность может рассматриваться наличие в договоре пунктов, исполненных мелким шрифтом.
Другой любопытный момент из готовящегося постановления: Верховный суд разъяснит правила использования фотографий, в том числе коллективных селфи. Человек, снявшийся вместе с друзьями, вправе использовать снимок, как хочет. Зато размещение гражданином в общем доступе в Интернете своего изображения не дает права другим на свободное использование снимков. Сначала надо спросить разрешения у того, кто на фото. Взять запросто фото человека из его странички в социальной сети и где-то опубликовать, будет нельзя.