Напомним, в прошлом году известный украинский спортсмен Петр Гилев и его супруга приехали в Крым. Приехали от войны, где чемпиону-каратисту пришлось пройти через такие круги ада, которые простому человеку и не снились. Петр попал в плен, где его пытали боевики "Правого сектора". И не просто пытали, а переломали пальцы, выбили колени, повредили правый глаз. Неизвестно, чем бы закончились измывательства садистов, если бы власти ДНР не обменяли Гилева в числе других пленных бойцов Новороссии на группу украинских военных.
В Крым Гилевы добрались в начале осени прошлого года, чтобы залечить раны и начать новую жизнь. На первое время их приютили друзья и ученики в Гурзуфе. Тогда-то и состоялась встреча журналиста "РГ" с Гилевыми. После первой публикации последовала вторая. О судьбе четы спортсменов (Людмила Гилева тоже тренер) узнал глава Крыма Сергей Аксенов и поручил детально во всем разобраться и, конечно же, помочь министру спорта республики Георгию Шестаку.
Для Гилевых забрезжил свет в конце тоннеля. Но дальше получилось как у Жванецкого: свет есть, но вот тоннель никак не кончается.
- В ФМС мы с женой пробирались как партизаны, - рассказал "РГ" Петр. - С горем пополам нас зарегистрировали, поставили печать временного проживания и прописку сделали. Это все.
Предоставить российское гражданство супругам не могут. В Крыму они постоянно не жили и не работали, а других оснований для быстрого получения паспорта с двуглавым орлом у них нет. Можно доказать свои российские корни и получить паспорт по упрощенной процедуре, но скоро это не получится. Открыть два зала для занятий карате, как хотелось, Гилевы тоже не смогли. Да что там два - не смогли открыть даже один зал. В Большой Ялте спортсмены оказались не ко двору.
- В Гурзуфе есть родители и дети, которые хотят заниматься и которых я тренировал, - говорит Петр. - Директор школы согласен, чтобы мы проводили занятия, но нужно разрешение начальника спортуправления. Мы приехали, поговорили с ним, с начальником - все хорошо. На следующий день снова приходим, чтобы обговорить график тренировок, а он заявляет: какой график, я вам ничего не говорил. Там же в Гурзуфе спортсмен присмотрел здание библиотеки, где можно было бы открыть спортзал. Вроде бы и чиновники из горадминистрации Ялты не против и даже обещали помочь, но время идет, а решение никто не принимает. Отказали каратистам и в "Артеке".
- В "Артеке" мы тренировали детей на открытой площадке лагеря "Кипарисный" и "Лазурный", - говорит Петр Гилев. - А вообще мы там раньше проводили выступления, рекламировали карате, всем нравилось. Дети хотят тренироваться. Я прошу: выпишите нам с женой пропуска, мы будем заниматься с ребятами. Мне ответили: в "Артек" дети приезжают отдыхать, за две недели они ничему не научатся...
Впрочем, в минспорта Крыма утверждают, что проблемы четы тренеров Гилевых вызваны объективными причинами.
- Знаете, я много раз встречался с Петром и Людмилой Гилевыми и могу с чистой совестью сказать, что делаем для них все, что в наших силах, - сказал "РГ" министр Георгий Шестак.
Когда министр узнал, что накануне зимы у супругов нет даже теплых вещей, выдал им полную спортивную экипировку вплоть до тапочек и даже помог деньгами из своего кармана...
Но главная проблема тренеров Гилевых даже не в формальном статусе, а в том, что у обоих тренеров Гилевых нет профильного высшего образования, поясняет министр. А без него по законам Российской Федерации работать в детско-юношеской спортивной школе они не могут. Министерство готово помочь Гилевым поступить на заочное отделение вуза по своему профилю, но до окончания учебы двери в ДЮСШ по закону для них закрыты и нарушать ради них закон никто не будет, несмотря на заслуги в спорте. Что же до открытия частных залов, то это уже вопрос коммерции и он выходит за рамки компетенции министерства спорта Крыма.
Тем временем после пыток в плену у "правосеков" здоровье у чемпиона-каратиста так до конца и не восстановилось. Падает зрение, дают знать выбитые суставы, но единственным средством не сломаться для него остаются ежедневные тренировки. В любую погоду на открытом воздухе. В этом году он планирует поступить на заочное обучение, которого ему не хватает, чтобы иметь корочки диплома. Но в изматывающем марафоне на выживание и у этого железного человека уже сдают нервы.
- А что поменяет мой диплом? - устало говорит Петр. - Чувство такое, что идешь вслепую, чем дальше, тем больше ощущение, что вязнешь в болоте. Конечно, люди помогают, чем могут. И спасибо им огромное...