Лев Додин и Андрей Щербан познакомились в одном из французских театров десять лет назад, тогда и родилась идея совместной работы. Шесть лет ушло на проработку всяческих нюансов. "Все это длилось, как осада Трои", - улыбается американский режиссер, вспоминая, как худрук МДТ предложил ему взяться за текст ирландского писателя.
- Я, конечно, знал, что такой драматург существует, но никогда не думал, что поставлю по нему спектакль. Мне всегда казалось, что в пьесах Бернарда Шоу нет тех эмоций, которые я ищу. Но Лев Додин так упрямо и настойчиво предлагал, что я согласился. А потом и вовсе по-настоящему полюбил это пьесу, - рассказывает Щербан.
- Спектакль мы сделали в рекордно короткие сроки, - добавляет Лев Додин. - Сразу после напряженной работы - не так давно вернулись из Франции, сыграли в Петербурге премьеру "Братьев и сестер" - приступили к достаточно необычной для нашего театра постановке, ведь это встреча с совершенно новым для нас драматургом, новым режиссером.
Жанр постановки в театре определяют как "комедия". На первый взгляд, это странно: действие разворачивается в 1885 г. во время войны в Болгарии. Тут все очень серьезно - патриотизм, честь, готовность к смерти за Родину. А с другой стороны, вдруг разворачивается весьма пикантная любовная история: к девушке Райне, в окно ее спальни, проник вражеский солдат, прятавшийся от погони и неминуемой гибели. Для нее он, конечно же, трус, однако... Присмотревшись, девушка обнаруживает в нем больше благородных качеств, чем в своем женихе, сражающемся на войне. И вот уже Райна сочувствует беглецу, а потом и вовсе влюбляется.
- Конечно, мы не могли обойтись здесь без техники водевиля, - подчеркивает Щербан. - Это, кстати, одна из самых сложных вещей в театре, которая требует точности и интенсивности. Артисту нужна детская открытость, ведь самое несмешное в комедии - когда пытаешься играть смешно. Я думаю, что русские артисты помогли мне избежать этого в спектакле.
На сцене в "Шоколадном солдатике" актеры нескольких поколений МДТ, от маститых до новобранцев: Наталья Акимова, Сергей Козырев, Олег Рязанцев, Дарья Румянцева, Артур Козин, Евгений Санников. Декорации и костюмы придумала американка Анка Лупеш. С постановкой Щербану помогала еще одна гостья: драматург и режиссер Даниэла Дима. А перевела пьесу Бернарда Шоу специально для спектакля Дина Додина.
Кстати
Пьесу "Шоколадный солдатик" в 1966 году ставил на сцене московского Театра имени Пушкина Борис Равенских. Еще одну версию в начале 2014 года показали в МХАТе им. Горького - спектакль поставил Юрий Горобец.