Глобальный финансовый кризис не первый год испытывает на прочность российскую экономику, и крупным компаниям волей-неволей приходится вводить непопулярные антикризисные меры вроде увольнения персонала. Не стала исключением и базирующаяся в Пулково авиакомпания "Россия", о ситуации в которой уже рассказывал в интервью российским СМИ гендиректор компании Василий Мешков.
"Наша компания сократила число самолетов, уменьшила производственную программу, следовательно, стала обладать избыточным персоналом. Первое, что мы сделали, - сократили административно-управленческий аппарат на 10%, - отметил генеральный директор петербургского перевозчика. - Процедура сокращения, проводимая в полном соответствии с российским законодательством, коснулась в общей сложности почти 400 сотрудников. Среди них оказались как менеджеры, так и работники летного и технического звена, в том числе персонал наземных служб. Расставаться с каждым из них было непросто, потому что для компании важны все ее сотрудники. Но если я сейчас не выполню оптимизационный план, в конце года вынужден буду объявить, что компания не справилась с кризисом и работу потеряет значительно больше людей. Я несу ответственность перед всем коллективом компании, а это более 3000 человек, - признался Василий Мешков. - Мы не благотворительная организация, нам необходимо платить зарплаты, налоги, дивиденды акционеру".
По мнению экспертов, социально ответственное предприятие "Россия" предельно внимательно относится к каждому увольняемому, предлагая ему вакансии в компаниях группы "Аэрофлот". И все же профсоюзы этой авиакомпании нашли повод для недовольства. Но как они действуют? "Мешков губит всю российскую авиацию" - письма и жалобы с таким лейтмотивом разлетелись по всем возможным адресатам. По мнению некоторых профсоюзных активистов, государство якобы вложило значительные средства в обучение пилотов, поэтому увольнять их нельзя. Между тем, как считают руководители компании, профессиональным обучением пилотов занимаются сами авиакомпании, и кому, как не им, решать, кого увольнять, а кому предложить остаться, несмотря на кризис.
"Мы открыты диалогу, но профсоюзы, к сожалению, выбрали для себя деструктивную позицию", - заявил Мешков, приведя в пример ситуацию 2013 - 2014 годов. Тогда менеджмент выводил "Россию" из предбанкротного состояния, вся прибыль уходила на обслуживание долгов, и руководство перевозчика обратилось к профсоюзам с просьбой рассмотреть вопрос о том, чтобы временно отсрочить индексацию зарплаты сотрудников. Но профсоюзы летчиков и бортпроводников отказались пойти навстречу, тем самым сорвав подписание коллективного договора. В результате странного упорства профсоюзов трудовой коллектив авиакомпании мог остаться без традиционно солидного социального пакета. Однако топ-менеджмент "России" в одностороннем порядке закрепил имеющиеся гарантии нормативным актом. "Это иллюстрация негибкого подхода профсоюзов, нежелания прислушиваться к разумным доводам и думать на перспективу", - констатировал Василий Мешков.
По мнению экспертов, узость мышления и очевидный непрофессионализм в сложившейся ситуации не уникальное свойство профсоюзных боссов петербургской авиакомпании. Не так давно, как писали СМИ, завершился конфликт между "Аэрофлотом" и Шереметьевским профсоюзом летного состава. Руководство этой организации пыталось получить у менеджеров национального перевозчика 30 млн рублей за содействие по снижению расходов на выплаты персоналу. При этом исполнительный директор ШПЛС Алексей Шляпников и его партнеры во всеуслышание заявляли, что борются за права пилотов. К счастью, следствие и суд успешно разобрались в этой скандальной истории, после чего криминальные профсоюзные лидеры отправились за решетку, а профсоюз наконец занялся своими прямыми обязанностями.
В странах Запада, где профсоюзное движение имеет давнюю историю и широкое распространение, никто из защитников прав трудящихся не занимается шантажом и скандалами. Возможно, нашим профсоюзным деятелям имеет смысл обратить внимание на передовой зарубежный опыт?