10.06.2015 20:52
    Поделиться

    Екатеринбург превратят в велосипедную столицу

    По данным общественной организации "Свободное движение", к концу прошлого лета в Екатеринбурге насчитывалось 45 тысяч велосипедистов. Это немногим более трех процентов жителей города, однако число приверженцев двухколесного транспорта год от года растет. В то же время протяженность оборудованных велодорожек в Екатеринбурге - всего 22 километра, то есть на каждого велосипедиста приходится меньше 50 сантиметров. Развитием инфраструктуры для велодвижения озаботились городские власти, пригласившие в столицу Урала экспертов, поделившихся европейским опытом.

    Минус 30 не помеха

    Рекорд по поголовью двухколесных железных коней принадлежит финскому городку Оулу. Здесь проживают 197 тысяч человек, 77 процентов из них регулярно пользуются велосипедами в теплое время года, а 50 процентов - и зимой. Для них в городе построено 850 километров велодорожек, оборудовано 200 проездов под автомобильными дорогами.

    - Возможно, для комфортного передвижения и не нужно столько. Все дорожки освещены и проходят параллельно проезжей части, от которой отделены трехметровым газоном, куда зимой снегоуборочная техника скидывает снег. К семи утра все велопути должны быть очищены - раньше, чем автодороги, - рассказывает Пекка Тахкола, инженер гражданской инфраструктуры и планирования трафика, консультант по вопросам развития велоинфраструктуры администрации Оулу.

    По его словам, на создание столь совершенной системы ушло около 40 лет: впервые велосипедное движение было включено в транспортный план города в 1969 году. При сегодняшних возможностях реально с нуля создать в городе развитую велосеть лет за десять.

    Пекка Тахкола снисходительно улыбается, когда уральцы пытаются оправдаться не самыми подходящими для круглогодичного катания погодными условиями. "У нас, - говорит, - до минус 20 велопоток вообще не меняется, только при температуре ниже минус 30 уменьшается на 15 процентов".

    Вдохновленный финским опытом, председатель комитета по транспорту администрации Екатеринбурга Дмитрий Логинов заявил: столица Среднего Урала может стать самым велосипедным городом России - по его словам, таков сегодня настрой мэрии.

    Парковка для студентов

    По хорошему, городу нужен стратегический документ, определяющий развитие велоинфраструктуры на долговременную перспективу и стабильное финансирование. По словам главы Екатеринбурга Евгения Ройзмана, регламент предусматривает наличие велодорожек на всех ремонтируемых и вновь прокладываемых трассах. Город имеет вполне устоявшуюся уличную сеть, и, чтобы проложить путь для велосипедистов, кому-то - машинам или пешеходам - придется подвинуться.

    За создание веломастерплана взялась некоммерческая организация Фонд "Город.PRO".

    - Разработаны 11 веломаршрутов из спальных районов в центр, например с ЖБИ. В июле и августе мы планируем провести мониторинг и выбрать шесть самых востребованных - это реальное количество для благоустройства, - делится планами Лариса Бузунова, учредитель и директор Фонда. - Просчитаем, где требуется понижение бордюров, где "лежачие полицейские", какие разметки и знаки, и все эти данные к осени представим в мэрию, чтобы включить объекты в план благоустройства на будущий год.

    В настоящее время в центре Екатеринбурга есть только "линия для покатушек" - желтая разметка для велосипедистов, роллеров и скейтеров проведена по обеим сторонам набережной Исети. Одна из первых настоящих велодорожек в центре города появится на улице 8 Марта. Кроме того, больше года велолюбители ждут Академический маршрут: он должен пройти от кольца, ведущего в новый район, практически до ледовой арены "Уралец" на улице Большакова. Этот маршрут длиной почти пять километров на велосипеде можно будет преодолеть минут за 20-25. Сейчас проект проходит госэкспертизу, а когда он будет реализован, неизвестно. По словам Ларисы Бузуновой, цена вопроса - около 200 миллионов рублей (сопоставима со строительством подземного перехода).

    Зато другой замысел фонда - студенческая велопарковка около университетских общежитий на пересечении улиц Чапаева-Большакова - должен воплотиться уже через месяц-полтора. По правде сказать, это даже не парковка, а полноценный крытый гараж, где велики можно оставлять на ночь.

    - Счет на металлические конструкции нам выставили на 700 тысяч рублей. Искали спонсоров, в частности, УрФУ решил участвовать в проекте. Сейчас оформляем необходимые документы. Думаю, что дней через 30-40 велопарковка на сто мест с видеонаблюдением будет готова, - полна оптимизма директор фонда.

    Однако в таком случае нужно, чтобы и около учебных корпусов появилось достаточное количество мест для бюджетного студенческого транспорта.

    Сплошная выгода

    Педантичные европейцы подсчитали: на один евро, вложенный в организацию городского велодвижения, приходится до восьми евро выручки. В эту сумму включена выгода от отсутствия вредных выбросов при передвижении не на авто, а на велосипедах (Лейпциг таким способом избавился от 125 лишних килограммов СО2 в день), улучшившееся состояние здоровья любителей крутить педали и даже время, которое служащие тратят непосредственно на работу, а не на стояние в пробках (в Лондоне экономия составляет 60 тысяч часов в день).

    Если эти примеры кажутся немного абстрактными, вот более конкретные. Пять лет назад в Лондоне заработала система велопроката. Сегодня она насчитывает 740 пунктов, где можно взять 11 тысяч велосипедов, построено также 19 тысяч велопарковок. Конечно, их содержание требует определенных расходов. В то же время взять напрокат двухколесного "коня" стоит два фунта в день, а, например, 30 апреля 2014 года был зафиксирован рекорд по количеству велопрокатов - 49 014. Можно прикинуть выгоду.

    - Если в Лондоне ежедневно совершается 6,4 миллиона поездок, то полмиллиона из них приходится на велосипеды, - поясняет еще один гость Екатеринбурга Ник Олдворт, руководитель отдела планирования, строительства и эксплуатации дорог оператора пассажирских перевозок "Транспорт для Лондона".

    Естественно, чтобы приучить население пользоваться двухколесным транспортом, требуется удобная инфраструктура. В результате ее развития, как рассказал Торбен Хайнеманн, руководитель отдела общего планирования администрации Лейпцига, доля велотранспорта в городском движении выросла с 5,2 процента в 1990 году до 15,6 - в 2013-м.

    По мнению господина Хайнеманна, чтобы достичь таких результатов, необходимо выделять на организацию велодвижения порядка десяти процентов дорожного бюджета. Готов ли к подобным тратам Екатеринбург?

    - Дороги в городе в катастрофическом состоянии. Перемены возможны, если мы перейдем на твердый, утвержденный Федерацией процент отчислений, - говорит Дмитрий Логинов. - 8 миллиардов собрано в Екатеринбурге в областной Дорожный фонд. Допустим, Федерация установит для Екатеринбурга с учетом плотности населения и количества автомобилей коэффициент 0,5. В этом случае в город придет 4 миллиарда: 3,5 - на уличную дорожную сеть, а оставшиеся полмиллиарда мы с удовольствием потратим на создание условий для пешеходов и велосипедистов. Лет пять в таком прогнозируемом режиме - и город будет не узнать.

    Поделиться