Сокуров приезжает на фестиваль имени Тарковского уже второй раз, является членом жюри и представляет работы студентов своей мастерской в Кабардино-Балкарском университете. У зрителей также есть возможность увидеть мини-ретроспективу его собственных работ.
На просьбу журналистов "расшифровать", что означала последняя воля режиссера, завещавшего ему рубашку, Александр Николаевич ответил так: "Я знаю, почему он это сделал, но публично говорить об этом было бы неправильным".
Он напомнил зрителям и журналистам, что это старая традиция, завещать вещи на память и рассказал, что его дед, уходя, завещал на память вещи своему близкому другу и "моей сестре".
Не для того, чтобы они их носили, а для того, чтобы человек, доставая вещь, вспоминал своего близкого. Это нервущаяся ткань памяти. Решив отдать рубашку Тарковского в музей на его родине, Сокуров был движим сознанием естественности этого дара. "Зеркало" как раз претендует на роль самого естественного и "органичного" кинофестиваля.
"Мы вышли из берегов, мы - единственный фестиваль, который идет сразу в нескольких городах, - сказал продюсер фестиваля Алексей Боков, подчеркнув, что это не только "кирпичные" пространства городских стен, но и сама природа".
Природа, действительно, лучшее пространство для искусства. Живое, метафизическое, переменчивое. Участники фестиваля устали считать, сколько раз за день менялась в Плесе погода. Павел Лунгин вечером на открытии, намекнул губернатору, что если дело так пойдет и дальше, то в число фестивальных городов придется включать Сочи. Губернатор Ивановской области Павел Коньков подчеркнул, что в Сочи он не поедет ни за что.
"Зеркало", действительно, особый северный фестиваль, без южных излишеств и переборов. Без помпы и рисовки. Зато со старанием соблюсти честность позиций при выборе, и вкус при приглашении гостей. Главный гость 9-го "Зеркала" с этой точки зрения безупречен - им оказалась в принципе не разъезжавшая доселе по фестивалям Алиса Фрейндлих. Особая благодарность к многомерному киномиру была явлена и на открытии выставки "Нэлли Фомина. Костюмы к фильмам Андрея Тарковского".
"Я встречал выдающихся художников по костюмам, а в кинофильмах Тарковского костюмы становились частью драматургии, содержания и были эстетически деликатны", - сказал Александр Сокуров, добавив, что очень сложно сочетать живописность с деликатностью. В настоящем кино, по мнению режиссера, всегда соблюдается долг уважения ко всем собратьям по киноцеху, например, к художникам по гриму или художникам по костюмам. Открытие выставки Нэлли Фоминой как раз и явило такое уважение.
Фестиваль полон разных придумок, он включил в себя и научные конференции, и поэтические состязания, и когда перед открытием его организаторы и участники увлеклись перечислением всех творческих ответвлений, Павел Лунгин был вынужден напомнить: кино прежде всего, оно здесь главное. А находившаяся по музеям публика сразу после открытия посмотрела фильм сербского пежиссера Вука Ршумовича "Ничей ребенок". Это драма социализации, обернувшаяся оправданным желанием бежать из социальных джунглей в дикий лес.