11.06.2015 00:23
    Поделиться

    Александр Стаханов: У нас 300 игровых аппаратов, которые ждут своего часа

    Чем дальше от нас советская эпоха, тем сильнее ностальгия по ее атрибутам.

    Аппараты - товсь!

    То на Новый год идут нарасхват наивные игрушки той поры, то вдруг в моду входит советский фарфор и подстаканники. И вот новое увлечение: ретроигры.

    Для того, чтобы окунуться в прошлое, в Москве далеко ходить не надо: на Кузнецком Мосту сейчас справляет новоселье Музей советских игровых автоматов.

    Самая любимая игра всех советских времен и народов - морской бой. В него "резались" везде и все, включая и тех, кто моря в глаза не видел. Наши деды чертили в школьных тетрадках квадраты и по очереди "топили" вражеские корабли и подводные лодки. И когда в 1981 году на Серпуховском радиотехническом заводе наладили выпуск электромеханического игрового автомата "Торпедная атака", то в городах он сразу стал народным любимцем. А в глубинке о таком чуде рассказывали легенды.

    В основе устройства лежит принцип зеркального отражения панорамы боевых действий. Ты - командир субмарины, есть 10 торпед и 2 минуты времени. Перемещая перископ по вертикали, выбираешь цели и пускаешь торпеду. Попадание сопровождается эффектами: световыми, что логично, и звуковыми (вообще-то взрыв на субмарине слышит только акустик, но не будем придираться). Стоимость игры - 15 копеек.

    Прошло треть века, а ничего не изменилось. Тот самый аппарат: опускаю 15-копеечную монету и начинаю топить корабли противника. Во всех смыслах слова - машина времени.

    "Он и сейчас один из самых востребованных автоматов в музее", - поясняют сотрудники.

    Солидная конструкция: габариты - 1780х680х690 мм, вес - 180 кг. В 80-х стоил 2700 руб. Для сравнения: в то время "ВАЗ" "копейку" можно было купить за 5-6 тыс.

    Игровые автоматы в Советском Союзе выпускали 22 оборонных завода. Использовали самые передовые на тот момент технологии, ресурсов не жалели. Например, та же имитация торпедной атаки достигается за счет 10 лампочек в каждом из 8 "лучей" траектории ее движения. Можно было сосредоточить производство на одном заводе и благодаря большим партиям удешевить стоимость.

    Но этого не сделали - и именно поэтому сейчас каждый автомат - памятник эпохи.

    Дедка за "Репку"

    Игровые автоматы в СССР устанавливали в парках культуры и отдыха, кинотеатрах, вестибюлях больших гостиниц, реже - в магазинах и на вокзалах.

    Игры были по своей сути азартными и достаточно затратными для игрока, но денежных призов не было ни в одном автомате. Выиграть можно было только призовую игру. А в автомате "Подъемный кран" - в буквальном смысле достать сувенир или игрушку.

    Народ нередко жульничал: использовал монеты на веревочках. Люди, которые следили за автоматами, тоже не дремали: устанавливали за монетоприемником лезвия - веревочка и обрывались.

    А еще можно было при помощи обычной линейки (такая была в ранце у каждого школьника) попытаться нажать сервисную кнопку "бесплатная игра", которая располагалась между внешней панелью и панелью монетоприемника. Некоторым удавалось.

    По востребованности после морских сражений идут игры в хоккей, баскетбол, магистральные гонки. Впрочем, и в 70-80-е народ толпился у автоматов "Шайбу! Шайбу!". Во все времена популярен силомер "Репка" - один из уникальных, полностью отечественный ("Торпедную атаку" мы скопировали с американского).

    Музейщики часто наблюдают трогательные сцены. Приходит отец с сыном. И папаша с горящими глазами говорит - сейчас я тебе покажу, как играли в мое время! Выбирают автомат для парной игры. И отец... в пух и прах проигрывает ребенку. Возможно, хватка уже не та. А скорее всего тинейджеры набили руку на современных играх, и раритетные автоматы для них просто семечки.

    "Несмотря на обилие гаджетов, мы видим, что детям советское прошлое совершенно не чуждо", - говорит на прощание сотрудница музея. - Наверное, за счет доброты, которая исходит от этих автоматов".

    Вообще-то, в музее полно игр-стрелялок. Но пальба совсем не такая, как в современных компьютерных играх, кровавых и реалистичных. Старые игры и вправду слегка наивные и очень добрые.

    От первого лица

    Александр Стаханов, директор музея:

    - Треть посетителей нашего музея - люди от 18 до 39 лет, которые любят ходить по выставкам, музеям, кино. Еще треть - семьи с детьми, остальные: туристы, энтузиасты и просто люди, ностальгирующие по советской эпохе.

    В СССР такие автоматы устанавливали в больших городах, прежде всего в Москве и в столицах союзных республик. Где-то еще созданы подобные музеи?

    Александр Стаханов: Только в Москве плюс наши филиалы в Санкт-Петербурге и в Казани. Гипотетически исправные игровые автоматы могли сохраниться в парках культуры и отдыха городов, которые не имели финансовых возможностей провести модернизацию оборудования. Кроме того, насколько мне известно, советские автоматы еще работают в Северной Корее.

    Заводы, где их выпускали, входили в систему ВПК. Интересно, подобные автоматы не использовались военными в качестве тренажеров и симуляторов, скажем, для подготовки подводников-торпедистов?

    Александр Стаханов: Я знаю, что подводники использовали в своих комнатах отдыха автомат "Морской бой". Это было во времена СССР.

    Раньше были игроки-"рыболовы" с монетами на ниточке. Как вас сегодня обманывают?

    Александр Стаханов: Мы используем советские 15-копеечные монеты. Ближе всего к таким современные 50-копеечные. Она по геометрии почти проходит, а иногда даже проходят в монетоприемник. Но из-за разности электромагнитных свойств отсекатель (электромагнитный датчик) современную монету не принимает. Конечно, это механика и за всеми автоматами не проследишь, и какие-то могут сработать.

    Иногда посетители находят у себя в копилках советские монеты и используют их для игры. Это запрещено по нашим правилам, но такое случается. Мы не сильно расстраиваемся, в конце концов, монеты ведь остаются у нас.

    Вы принципиально не будете устанавливать современные игровые автоматы в этом музее?

    Александр Стаханов: Логичное развитие нашего музея, которое мы выделим в отдельное направление, - музей компьютерных игр. На мой взгляд, эта индустрия давно заслужила того, чтобы ей посвятили музей. Но это отдельный проект, совмещать их с советскими игровыми автоматами не станем - совсем другая эпоха.

    Сколько в СССР было произведено игровых автоматов?

    Александр Стаханов: К сожалению, нет такой статистики. Нам, во всяком случае, не удалось ее найти. Все-таки выпускали их военные заводы. Кстати, символично, что музей семь лет назад открылся в бывшем бомбоубежище одного из университетов.

    У автоматов есть ресурс. То есть когда-то музей превратится в выставку неработающих автоматов ушедшей эпохи?

    Александр Стаханов: Это произойдет не раньше, чем через 15-20 лет. По паспорту и по рекомендованному сроку годности ресурс всех автоматов давно истек - еще лет 15 назад. Но у нас есть запас и автоматов, и запчастей. И достаточная техническая база, которая позволяет поддерживать автоматы в рабочем состоянии за пределами их срока эксплуатации. С учетом всех филиалов и запасников у нас 300 автоматов, многие из которых ждут своего часа. Они либо будут запущены, либо станут донорами запчастей.

    Кроме того, не забывайте, что их делали в советское время мастера оборонных заводов - такие вещи служат очень долго.

    Поделиться