Украинская армия устроила "неделю кошмара" в Донбассе

Минувшая неделя резко изменила в худшую сторону обстановку на Донбассе. Украинские вооруженные силы (ВСУ) возобновили обстрелы Донецка, Горловки и прилегающих населенных пунктов и попытались активно прощупать оборону армий Донецкой народной республики (ДНР) в Марьинке, получив, впрочем, симметричный ответ.

Нельзя не заметить, что провокации были будто приурочены к саммиту "большой семерки" в Германии, чьи лидеры единодушно не заметили ни агрессивную риторику официального Киева, ни нарушения Минских соглашений, которыми украинская сторона все больше и заметней тяготится.

Счет мирных жителей Донбасса, убитых и раненных в ходе неизбирательных обстрелов украинской артиллерии, вновь идет на десятки, но ни Киев, ни его континентальные и заокеанские покровители не желают этого замечать. Более того, ВСУ в уведомительном порядке вернули на линию разграничения артиллерию больших калибров. При этом, как сообщают представители ДНР, провокации все чаще происходят по новому сценарию: сначала позиции ВСУ обстреливаются с украинской стороны неизвестными диверсионными группами - подозрение в этом падает на "добровольческие батальоны", частные военные компании (ЧВК) и западных "инструкторов", уже подтянувшихся из центров подготовки в глубине Украины на передовую. И только после этого обозленные украинские артиллеристы открывают ответный огонь - на сей раз по жилым районам. Похоже, руководители "антитеррористической операции" (АТО) уже не вполне доверяют исполнительности отдельных командиров и создают им своеобразные стимулы.

Есть в этой схеме и другие дополнительные плюсы. Например, не нужно отдавать в соответствии с уставом приказы, которые потом могут быть признаны преступными. В свою очередь наблюдатели ОБСЕ, зачастую не вникающие в подробности произошедшего, получают как всегда "неопровержимые" доказательства "террористической деятельности сепаратистов". Таким способом Киев готовит пропагандистскую почву для окончательного выхода из соглашений.

Впрочем, некоторые обстрелы даже не нуждаются в каких-то объяснениях и ведутся "просто так", по желанию и убеждению - речь о донецком аэропорте, который вновь фигурирует в военных сводках и который в Киеве упрямо продолжают считать и называть своим. Хотя даже по первым Минским соглашениям территория аэропорта, как, кстати, и Марьинка, отходили ДНР.

Счет жителей Донбасса, убитых и раненных в ходе обстрелов украинской артиллерии, вновь идет на десятки

Нежелание следовать духу и букве февральских соглашений в Минске проявляется и в официальных заявлениях киевских правителей. Вот и премьер Яценюк во время недавнего выступления на заседании Атлантического совета в США заявил, что шансы на выполнение Минских соглашений в полном объеме невысоки, фактически анонсировав благодарной аудитории их скорый срыв. Явное незнакомство с текстом подписанного в Минске комплекса мер продемонстрировал в своем втором обращении к Раде и Петр Порошенко, вновь вспомнивший о "мирном плане" собственного сочинения. При этом он в очередной раз заявил, что диалог с Донбассом начнется только после восстановления Украиной контроля над государственной границей, разоружения "сепаратистов" и проведения на "оккупированных территориях" истинных "украинских" выборов. Говоря же о Минских соглашениях, он просто поставил телегу поперек лошади, попутав пункты местами: возврат контроля над границей Киеву гарантирован, но только после проведения выборов на Донбассе и получения им особого статуса, закрепленного в конституции. Причем все это - и контроль над границей, и выборы, и конституционные новации - должно происходить в диалоге и "по согласованию" с Донецком и Луганском.

Никакого согласования тем временем не происходит: встречи контактных групп проходят с трудом, зачастую просто срываются, и за 5 месяцев существования стороны не пришли к согласию ни по одному вопросу. Дошло до того, что 7 июня высокий спецпредставитель ОБСЕ Хайди Тальявини отказалась от своей миссии в контактной группе, сославшись на неконструктивное поведение сторон. Какая именно сторона себя так ведет, можно судить по риторике и поведению официальных лиц в Киеве, дополнительно к Донбассу ищущих себе проблем и в Приднестровье. И потому отставка Тальявини - угрожающий сигнал.

Тем временем у украинских властей хватает проблем и внутри государства - на днях там прошел массовый митинг со сбором подписей за импичмент Порошенко и возник прообраз третьего майдана в виде нескольких палаток с голодающими. Впрочем, делать из этих событий выводы о смене настроений у украинцев не стоит - все акции сопровождались националистическими лозунгами, исключающими мирную повестку. Учитывая же, что среди массовки митинга было немало завсегдатаев позапрошлогодних акций за освобождение Юлии Тимошенко и активистов партии "Свобода", можно уверенно предполагать, что некие внутренние силы просто "раскачивают" ситуацию в Киеве накануне местных выборов, назначенных на октябрь.

Кстати

Тушить пожар отправили министра культуры

И уж примером полной деградации государственной машины и ее системы безопасности можно назвать недавний пожар на нефтебазе в Васильковском районе. Возгорание, которое в иных странах гасится автоматической системой пожаротушения, вылилось в масштабную техногенную и экологическую катастрофу. Все потому, что в Госслужбе по чрезвычайным ситуациям, пережившей люстрацию и смену руководства, только спустя сутки сообразили, что горящие углеводороды бесполезно гасить водой. Но пены и специальных реагентов в арсенале украинских пожарных все равно не нашлось. Руководить ликвидацией последствий пожара под Киевом и проверкой объектов техногенной безопасности поручено министру культуры Украины Вячеславу Кириленко, сообщил пресс-секретарь президента Украины Святослав Цеголко. Он пояснил, что Кириленко исполняет обязанности премьера, пока Арсений Яценюк находится в США.