В московских поликлиниках начали внедрять предложения горожан

В ходе разработки стандарта московской поликлиники, который столичные власти обещают внедрить к 2018 году, москвичи высказали сотни пожеланий. Департамент здравоохранения отобрал из них 480 и на их основе составил план реализации этих мероприятий. Но ждать три года до обновления поликлиник, как сообщили в пресс-службе ведомства, москвичам не придется. Многие новшества уже внедряются.

Повернули даже трамвай

Дорогу в городскую поликлинику N 64 от станции метро "Семеновская" мне показала пенсионерка Варвара Степановна. Пока шли, рассказала:

- У нас на Щербаковке поликлиника N 114 раньше находилась прямо в доме - на первом этаже. Когда стала обслуживать 64-я, мы очень боялись, что и далеко, и к врачу будет не попасть. У нас-то хвост очереди с пяти утра торчал! А стали ходить, и поняли: ну не на сегодня, так на завтра точно к терапевту запишешься. К тому же руководство добилось, что от станции метро к поликлинике теперь все трамваи заворачивают.

- Спасибо префектуре нашего Восточного округа, - сказала главный врач 64-й поликлиники Инга Викторовна Кокорева, когда я передала ей разговор с пенсионеркой. - Помогла нам развернуть трамваи. Но больше всего я рада, что о закрытии 114-й поликлиники, которая была нашим филиалом, сейчас никто не жалеет. Старая была, давно без ремонта, да и работало там всего 5 терапевтов... Ни специалистов, ни приличного оборудования... А тут все есть и все доступно! У нас даже на обследование на томографе можно записаться не за 21 день, как положено по городской норме, а всего за 7.

Те, кто ходит сюда годами, новшества в 64-й видит с порога. Раньше от двери утыкались в толпу людей у окошечка регистратуры. Сейчас нет не только очереди, но и регистратуры! Куда же делась?

- Срезали стойку регистратуры, - смеется Кокорева. - Амбулаторные карты отправили в подвал - в картохранилище. К врачу их доставляет лифт, как только пациент получит талончик на прием.

Зато из прежней регистратуры получился просторный холл. Таблички с крупными надписями и стрелками помогают сразу сориентироваться, куда идти. Есть еще вопросы? За маленькой стоечкой - медсестры-консультанты, которые все расскажут и даже проводят до нужного кабинета. Не умеете пользоваться инфоматом для записи к врачу? Тоже помогут. "Очень внимательные девушки", - с благодарностью говорит Амиран Исакович Михелашвили, получив из рук медсестры Ирины Маркович талон на прием.

А еще в поликлинике свое старое 3-этажное здание оснастили пассажирским лифтом. Да каким! Суперсовременным, прозрачным, на котором прямо из холла можно подняться в любое отделение. Построили его на свои средства. Казалось бы, какие деньги могут быть у городской, некоммерческой поликлиники? Оказывается, немалые, ведь она получает по ОМС платеж за каждого обслуживаемого пациента, а уж где ему лечиться, москвич теперь выбирает сам - возле дома или ехать дальше, но точно зная, что и на прием попадешь, и нужную помощь получишь. Желающих лечиться в 64-й и ее филиалах все больше. "То ли еще будет, - главврач полна оптимизма. - Мы скоро еще буфет организуем с горячей едой. Чтобы и пациенты, сдав кровь утром натощак, не ломали голову, где перекусить, и персонал перестал носить бутерброды из дома". Похоже, в департаменте здравоохранения города, поставившего вслед за москвичами на первое место комфорт в поликлиниках, сумели заразить коллективы медиков желанием создать его.

Очереди в прошлом

Но главное достижение, конечно же, исчезновение очередей на прием к терапевту.

- У нас врачи на приеме работают полный рабочий день, - продолжает рассказ Инга Кокорева. - Хотя еще недавно принимали не больше 4-6 часов в смену, а потом шли на вызовы по домам. Сейчас терапевт ведет прием столько времени, за сколько получает зарплату. Вот и считайте, врачей столько же, а эффект вдвое выше.

- А если человеку нужна помощь на дому?

- Тогда к нему отправится бригада из недавно организованного специального отделения вызовов. Врач и медсестра, а не один участковый врач, как прежде. И не после обеда, когда у врача закончится прием в поликлинике, а с 8.00 до 20.00. И не пешком, с сумочкой в руках, в которой нет ничего, кроме фонендоскопа, а на машине, с укладкой. С портативным электрокардиографом, чтобы на месте снять электрокардиограмму, померить сахар в крови, а если надо - поставить и укол, или дать таблетку, и даже выписать больничный.

Любопытно, что бригады здесь состоят из молодых врачей-мужчин, которые в отличие от участковых - женщин не боятся ходить по квартирам и темным подъездам, где можно встретить и хмельного пациента, и просто хулигана. Они успевают обслужить за смену больше вызовов, чем раньше обслуживали все участковые. Пациенты довольны, врачи тоже, ведь они в итоге даже выиграли в зарплате. Участковые в Москве сейчас получают в среднем от 80 до 120 тысяч рублей - в зависимости от нагрузки, а в отделении вызовов - на 20 тысяч больше.

Правда, призналась главврач, сидящие на приеме звонков медсестры жестко фильтруют вызовы:

- Прежде часто врача вызывали люди, которые сами вполне в состоянии были прийти в поликлинику. Не шли же потому, что знали: талонов нет. Сейчас, если у человека температура меньше 37,6, медсестра по телефону сразу спрашивает: мы запишем вас к врачу на удобное для вас время. Придете? Соглашаются. Ну а если помощь все-таки нужна дома, она подключит и "скорую помощь", и "неотложку", и пошлет бригаду из отделения вызовов - по ситуации.

Позвоните врачу

В городской поликлинике N 175 завершен другой пилотный проект - по отработке методики работы с пожилыми пациентами старше 60 лет. Почему особое внимание уделено этой группе?

- К этому возрасту многие имеют уже по три и более хронических заболевания, - рассказал "РГ" замруководителя департамента здравоохранения Алексей Погонин. - У кого-то к артериальной гипертензии и ишемической болезни сердца добавляется сахарный диабет 2-го типа или астма, у кого-то - хроническая обструктивная болезнь легких и другие. Таких пациентов у нас - 20%, а на их лечение уходит примерно 90% расходов всего здравоохранения столицы в год. Они чаще других вызывают "неотложку" и "скорую помощь", лежат в стационарах. Но главное - люди страдают.

Отобрав 4,5 тысячи таких пациентов, поликлиника прикрепила каждого из них к конкретному врачу. Но сначала подготовила к эксперименту докторов - всем 12 отобранным врачам читали лекции лучшие специалисты города. Главный кардиолог, главный пульмонолог, главный невролог...

- Мы попросили их рассказать о современном лечении болезней, с которыми они столкнутся. О тактике обследования, новейших методах диагностики, - рассказал "РГ" главврач поликлиники N 175 Алексей Тернавский. - Лекарствах, которые могут оказаться несовместимы при таком обилии болезней. Все это им предстояло положить в основу индивидуального плана лечения больного.

Нагрузку же на терапевта, работающего с "хрониками", снизили с 1700 до 400 пациентов - чтобы врач не спешил. Вместо обычных 10-15 минут на первый прием ему отвели от 40 минут до часа - выяснить весь анамнез. На повторный визит - порядка 30 минут. А еще поликлиника снабдила всех этих врачей и их медсестер мобильниками, по которым пациенты в любое время могут им позвонить им. К примеру, с вопросом: "Если я забыла вовремя выпить таблетку, можно ли принять ее позже?" прежде человек шел в поликлинику, а сейчас набирает номер своего доктора.

Итог? Самые тяжелые хроники стали на 30% реже вызывать "скорую помощь", на 30% реже нуждаться в экстренной госпитализации. Значит, можно уйти от обострений заболевания, избавить человека от боли, от стрессов и тем самым повысить качество его жизни. И в то же время - повысить удовлетворенность пациентов работой поликлиники.

Эксперимент с "хрониками" признан успешным. В третьем квартале он будет распространен на округ Москвы, а примерно с октября - на всю Москву.

Кстати

95% участников опросов по 18 наиболее актуальным направлениям развития амбулаторно-поликлинической помощи в Москве высказались за открытие в поликлиниках "кабинетов здоровых пациентов". В них без участия врача они хотели бы получить медсправки, выписки из амбулаторной карты, другие документы. 76% поддержали идею рассылки результатов анализов по электронной почте. 60% - проголосовали за консультации врача по телефону, если речь не идет об установке диагноза. За электронные медкарты выступили 62%, а электронные рецепты - 22%.