- Как правило, художники не любят изображать деревья, наносят их пунктиром, где-то на заднем плане. А у Лютова - это особый запутанный мир, в кронах его нарисованных деревьев можно заблудиться, - говорит куратор выставки, искусствовед Валерий Рязанов.
- А почему вы любите изображать деревья? - спросил у художника кто-то из публики, пришедшей на вернисаж.
- Ну что за вопрос? - возмутился Александр. - Это все равно, что спросить о творческих планах. На эти вопросы нет ответа. Хотя, конечно, можно рассказать всякую белиберду, но я этого делать не буду.
Лютов - художник театральный, и на выставке представлены эскизы декораций и костюмов к спектаклям по пьесам Шекспира "Сон в летнюю ночь", Островского "Бедность не порок", Есенина "Пугачев" и другим драматическим произведениям.
Но в экспозицию вошли в основном графические работы. На них - картинки обычной жизни. Застолье (чувствуется, что автор в теме), ваза с виноградом, посуда на столе, среди которой щербатая чашка, видно, что любимая. Выбросишь - будешь жалеть. Сюжеты картинок тоже незамысловатые. Вот велосипедист с тургеневской барышней на багажнике, спящий мальчик на железной кровати, залитой лунным светом, или трамвайчик в тумане.
Вроде без особой фантазии, а струны души задевает.
Над образами художник трудится дотошно. Друзья рассказывали такую историю. Александр работал над костюмами и декорациями к детскому спектаклю "Дюймовочка". Бабочкам сконструировал специальные крылья, а главную героиню одел в распашонку и брючки нежно-травяного цвета. На голове - панамка в виде колокольчика. Актриса, играющая роль Дюймовочки, раскапризничалась: "Почему брючки, а не платьице? Я буду играть гламурную девочку". Художник так объяснил свою концепцию:
- Ты понимаешь, Дюймовочка, ведь она - не человек.
- А кто? - возмутилась крошка-артистка.
- Она эльф, - объяснил Лютов.