А потом случилось маленькое чудо: им предложили стать космонавтами! Точнее, мышенавтами. В лабораторию заглянули ребята из петербургского Клуба космонавтики им. Гагарина и выбрали их, двух маленьких серых мышат, для полета в стратосферу.
А до них еще были тараканы. Чем не пилоты? Выносливы, живучи. Обратились за содействием в биоцентр городского Дворца творчества юных (Аничков дворец). Там предложили не привычных всем "прусаков", а больших тропических тараканов.
"4 апреля Никита Попов, команда проекта "Хвост" и школьники из Клуба космонавтики им. Гагарина запустили пилотируемую капсулу с двумя тараканавтами на борту.
Для полёта использовались два гелиевых шара - сложные погодные условия испытали команду на прочность. Промозглый ветер с дождем, порванный первый шар, необходимость в сжатые сроки облегчить капсулу - этот старт запомнился покорителям стратосферы надолго.
Намокшие шары поднимались медленно, словно нехотя, но вскоре нырнули за облачный слой. И дальше только бортовые навигаторы могли подсказать направление полета. На определенной высоте сигналы пропали, а появились совсем близко от Финского залива, тараканавты свернули в сторону российско-эстонской границы. Большой шар лопнул, капсула снижалась на малом шаре, каким-то чудом приземлившись в лесу в 5 км от границы. Вечерело. Одна из машин была уже рядом, но было принято решение прервать поисковую операцию до следующего дня. Навигаторы работали и исправно давали точки, но от ударов, еще при первых попытках запуска, отключился компьютер Raspberry - часть данных в итоге не была получена.
Уже днем капсулу поисковая команда нашла без проблем. К большому сожалению, из-за долгой предстартовой подготовки тараканавты, бывшие родом из тропиков, уснули, а после посадки уже не проснулись. Когда готовился видеоролик, была еще надежда на выход усатого экипажа из гибернации. Но, увы, попытки их отогреть успеха не принесли. Впрочем, как и в настоящей космонавтике, жертвы не бывают напрасными. Команда проанализировала ошибки и готовится к следующему старту".
После этого в клубе заговорили о мышенавтах. Шум и Гам оказались хорошими испытателями. Терпеливо переносили подготовительные предполетные нагрузки. Главная из которых - повышенное внимание к ним ребят.
Ведя подготовку к полету, усовершенствовали и свой космический аппарат. Оснастили его системой жизнедеятельности - капсулой с подогревом для животных. А чтобы Шума не укачало в полете, положили в нее поролоновую подушку. Добавили также видеокамер, чтобы зафиксировать не только внешние "раздражители", но и ситуацию внутри гелиевого шара и спускаемого аппарата, а также технику, необходимую для определения разных важных параметров полета.
"Было рассмотрено несколько вариантов конструкции "пилотируемого зонда". На пробном запуске будет испытан аппарат, сделанный из доработанного контейнера для сухого льда и 9-литровой пластиковой бутыли, которая будет герметичным контуром для мышенавта. Внутри и снаружи контейнера будут располагаться видеокамеры, навигаторы, высотомер, дозиметр, термометр, внутренний светильник и электроника.
Компьютер на основе Raspberry объединит ряд датчиков и аппаратуру, в т.ч. планируется поставить датчик температуры и небольшой нагревательный элемент. Для запуска в стратосферу будет использован японский шар с гелием размером с комнату (скоро два шара прибудут в Петербург по почте).
На крайней встрече команды проекта "Хвост" Андрей Емельянов, испытатель космической техники и член Федерации космонавтики России, рассказал об истории космических катастроф. Это одна из внутренних задач проекта - пропитать команду космическим духом и чувством ответственности.
На этой неделе часть команды с Никитой Поповым находится на весенней смене детского лагеря Клуба космонавтики им. Гагарина, где школьники сделают свои предложения по поводу проекта "Хвост". Там же находится один из трех кандидатов в мышенавты - Шум.
Влиять на расстояние и время взрыва гелиевого шара можно степенью его надутости. Чем плотнее заполнен шар гелием, тем раньше он лопнет, и аппарат начнет спуск на парашюте".
- Полетели оба мышонка? - поинтересовалась я у Никиты Попова, руководителя клуба.
- Полетел один, Шум. Он более спокойный, я бы сказал, выдержанный. Гам слишком резвый, так и норовил спрыгнуть с рук, вылезти из капсулы, везде засунуть свой нос. Потому остался дублером. Но, по-моему, не очень расстроился.
Никите Попову 32 года. Он выпускник юношеского клуба космонавтики Аничкова дворца. Еще когда в 1990-х занимался там, мечтал о своих учениках. "Космос, - говорит, - сам по себе интересен, манит многих. Но если хочешь, чтобы ребенок им заинтересовался, надо дать ему возможность дотронуться до него - через игру, через запуск таких вот небольших гелиевых аппаратов, как у нас, сделанных непременно своими руками". В его клубе занимаются ребята в возрасте от 6 до 17 лет.
"Вчера в Петербурге произошло важное событие. Теперь у города есть стратосферный герой. Мышенавт Шум благополучно слетал в сторону космоса. Хвала Клубу космонавтики им. Гагарина и команде помощников!
20 км вверх, 300 км в сторону, 2 часа подъем, 1 час спуск.
Марина Волкова (участница проекта): "Как передать это ликование, когда капсула, над которой размышляли два месяца, перебрав множество вариантов - от алюминия и 3D-печати до легкого и надежного пенопласта - наконец готова и под общий восторг взмывает в ярко-синее небо, огромный белый шар сияет в лучах, и весь аппарат с живым существом на борту медленно исчезает из видимости? И остается только ждать, как животное, за которое мы в ответе, перенесет полет, куда приземлится капсула и сможет ли поисковая часть команды ее вовремя достать...
Мы захотели показать, что любая ответственная команда, вдохновленная великой целью, может спроектировать полет в стратосфере как минимум для мыши и передать свой опыт другим. Шаг за шагом поднимаясь вверх к заветным 100 км, все мы - школьники, студенты, программисты, биологи, инженеры и увлеченные люди любых областей - можем сделать путь в космос действительно открытым".
Поднявшись на высоту 20 км, Шум, в точном соответствии с программой полета, плавно перешел к возвращению из стратосферы на родную Землю. А внизу группа поиска из числа членов клуба и их родителей следила за показателями самого важного на тот момент датчика, помогающего определить местоположение мышенавта. Сильный ветер унес его за 300 км от Петербурга, в Новгородскую область. Там ребята их и подобрали спустя несколько часов: здорового и невредимого Шума и сам целехонький аппарат.