Ваш театр, появившийся в Донецке в начале 30-х годов прошлого века, с тех пор ни разу не закрывался?
Вадим Писарев: Да, верно, "Донбасс Опера", или Донецкий театр оперы и балета был создан в 1932 году в Луганске на базе Передвижного оперного театра Правобережной Украины. Первый театральный сезон открылся 1 сентября 1932 года оперой Александра Бородина "Князь Игорь". Примерно до 1992 года это был Русский академический театр оперы и балета. Потом решением Кабмина он стал называться Государственный академический театр оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко - слово "русский" из названия убрали. Ни на один день театр не закрывался: работу артистов не остановила ни Великая Отечественная война, ни сегодняшний конфликт на Украине.
И все-таки война внесла какие-то коррективы в жизнь театра? Изменился репертуар?
Вадим Писарев: Выстраиваем репертуар, исходя из состава труппы. Это первая причина, которая влияет на формирование афиши сегодня. Многие дирижеры разъехались, артисты уехали в Харьков, Одессу, Киев, Россию, Казахстан. Кто куда смог устроиться. Вторая причина - в склад с декорациями попало шесть снарядов, и сгорело много спектаклей. Они просто уничтожены. "Летучего голландца", "Аиду", "Кармен" надо восстанавливать с нуля. Большая потеря, эти спектакли нас "кормили". Но есть еще "Жизель", "Лебединое озеро", "Тысяча и одна ночь", "Корсар", "Шопениана". Декорации и костюмы к ним уцелели.
Из театра ушли в основном мужчины - в ополчение?
Вадим Писарев: Нет, только три артиста ушли в ополчение. Один из них - артист балета, он уже был дважды ранен. Труппа продолжает работать, несмотря ни на что. Только если что-то экстремальное, объявлена тревога, идет бомбежка, люди не приходят на работу. Когда началась Великая Отечественная, театры эвакуировали. А куда нам эвакуироваться? Театр не закрылся благодаря поддержке российского министерства культуры, которое понимает нашу непростую ситуацию.
Не знаете, как сложилась карьера тех, кто ушел в другие театры?
Вадим Писарев: У нас театр европейского уровня - и дисциплина, и гастроли, и репертуар, и фестивали. Мы долгие годы спокойно работали. Все артисты - профессионалы, в том числе те, кто покинул труппу, - востребованы в любое время. Я абсолютно уверен, что они устроились хорошо. Но все хотят вернуться.
Вы сказали, что снаряды попадали в склады. А само здание театра сильно пострадало?
Вадим Писарев: Нет, не сильно. Пару раз вылетели стекла, когда падали поблизости огромные снаряды. Но это не только в театре, во всем Донецке в домах стекла разбиты. Люстра в зрительном зале - тяжелая, ценная, - чуть не упала, но, слава Богу, уцелела. Осколками побит фасад, но мы всё замазали алебастром, следов почти не видно. Здание историческое. Это сталинский ампир - монументальное строение с большим фойе, мощными колоннами...
А зрители даже под артобстрелами ходят на спектакли?
Вадим Писарев: У нас постоянные аншлаги. Зал на тысячу человек - и он всегда полон. Зрители платят символическую сумму - 30-70 гривен за билет. Это около 60-140 рублей. Раньше билеты стоили намного выше - от 200 до 500 гривен. Сейчас у людей нет лишних денег на театр. Мы снизили цены. Вопреки всему, зрители тянутся к театру. Для них это тоже форма протеста против войны.
На что живут артисты - зарплату им платят?
Вадим Писарев: Зарплату выплачиваем, но, конечно, с задержками. Труппа не жалуется, все все понимают, ждут стабильности и мира. Природа нашего искусства такова: мы же хотим показать, что стремиться надо к идеалам любви, красоты, - что, кроме этого, остановит кровопролитие?
Оперная дива Анна Нетребко, мировая знаменитость, передала театру часть своих гонораров - кто-то в Европе упрекал ее за это. На что пошли ее деньги?
Вадим Писарев: В тот момент зарплаты у коллектива не было три месяца. И миллион рублей от Анны Нетребко, - спасибо ей, - пошел на выплату артистам. Помощь была очень вовремя.
Как принимали вас сейчас на гастролях в российских городах?
Вадим Писарев: За целый год это наши первые гастроли. Хотя театру просто необходимо чаще выезжать - это я говорю, как руководитель театра. Нас принимали просто блестяще - и в Москве, и во Владимире, и в Ярославле, и в Костроме были овации, зрители передавали нам записочки со словами благодарности. "Спасибо вам за высокое искусство, за любовь, красоту и гармонию", - слова на маленьких листочках вроде бы простые, - но, знаете, для нас это было так трогательно.
Что вы показали российским зрителям?
Вадим Писарев: Мы представили вечер одноактных балетов - "Шопениану", "Ромео и Джульетту" и "Корсар". Во всех городах - одна программа. Не можем позволить себе такую роскошь, привозить сразу несколько спектаклей. Кроме того, мы выступаем под фонограмму. Так дешевле. Благодаря этим гастролям мы объединили и сохранили труппу. Велика была вероятность, что люди продолжат уходить. У многих родственники, дети, родители, я их понимаю...
О планах на будущее говорить, наверное, непросто, - и все же: готовите новые премьеры?
Вадим Писарев: Сейчас в планах - восстановление "Лебединого озера". Ищем средства. В конце июня мы закрываем сезон, во время отпуска будут создаваться костюмы, восстанавливаться декорации. Без "Лебединого озера" мы не можем существовать. К примеру, в Японии всякий раз нас просили непременно привезти этот балет. Хотели представить что-то новенькое. Но нет, все-таки "Лебединое озеро" - визитная карточка любого театра, эталон на все времена.
Справка "РГ"
Вадим Писарев родился в Донецке в 1965 году. Танцовщик, народный артист Украины, художественный руководитель Донецкого академического государственного театра оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко, основатель и директор международного фестиваля "Звезды мирового балета". В 1983 году закончил Киевское государственное хореографическое училище. В 1984-1985 годах Вадим Писарев стажировался в Большом театре у педагогов Владимира Никонова, Раисы Стручковой, Асафа Мессерера. В 1991 году стажировался в Мариинском театре у педагогов Ирины Колпаковой и Владимира Семенова.
Почетный гражданин Донецка (1993). Лауреат многочисленных премий, конкурсов и наград. Среди них "Лучший танцовщик мира" (1995, приз ЮНЕСКО), "Человек года на Украине" (1996).