Законопроект, напомним, инициировали несколько депутатов, в числе которых Турсунбай Бакир уулу и Нуркамил Мадалиев. Они полагают, что НКО, участвующие в политической деятельности в республике и при этом получающие деньги или имущество от зарубежных государств, их органов власти, граждан либо неправительственных структур, обязаны получить статус иностранных агентов.
Под политической деятельностью народные избранники понимают проведение акций для воздействия на государственные органы и формирование общественного мнения. К неполитической, в свою очередь, относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, социальной поддержки граждан, пропаганды здорового образа жизни, защиты растительного и животного мира, а также благотворительность.
Организации, занимающиеся политикой, по мнению парламентариев, должны быть зарегистрированы в специальном реестре министерства юстиции КР. Если же какая-либо НКО, официально признанная иностранным агентом, не подаст заявление о включении в реестр, то уполномоченный госорган должен приостановить ее работу на срок до шести месяцев. Кроме того, инициаторы законопроекта предлагают снять гриф "коммерческая тайна" со сведений о размере, структуре доходов, численности работников, имуществе гражданских организаций. Причем этот пункт касается не только НКО со статусом иностранных агентов.
В случае одобрения предлагаемых норм госорганы получат право ограничивать движение денег и имущества некоммерческих организаций. Это касается случаев, если НКО заподозрят в финансировании незаконных акций протеста, направленных на свержение конституционного строя, подрыв безопасности государства и угрожающих здоровью, правам и свободам граждан.
Парламентарии уверены, что принятие законопроекта будет способствовать открытости гражданского сектора страны. По официальным данным, в республике зарегистрировано около нескольких тысяч некоммерческих организаций - только в одном Бишкеке их насчитывается 1426. Причем большая их часть финансируется из-за рубежа. По данным разработчиков нормативно-правового акта, с 2009 по 2012 годы республиканские НКО получили 480 миллионов сомов.
Законопроект, как и следовало ожидать, вызвал критику представителей некоммерческих организаций и тех, кто их финансирует. "Киргизия отличается своими демократическими традициями. Что касается работы НКО, то сотни некоммерческих организаций различного направления вносят вклад во все сферы жизни общества. Особенно я хочу отметить их работу в области здравоохранения, регионального сотрудничества, защиты прав детей и инвалидов. Это партнеры государства в решении многих социально-экономических и иных проблем. Когда я читаю Конституцию КР, понимаю, что в республике не могут быть приняты законы, противоречащие ей и допускающие дискриминацию. Важно, чтобы желание обеспечить общественный порядок соответствовало и внутренним, и международным обязательствам. Я надеюсь, инициаторы законопроекта и представители НКО придут к компромиссу и учтут замечания друг друга", - заявил постоянный координатор Организации Объединенных Наций в КР Александр Аванесов.
Как полагает глава правозащитного центра "Граждане против коррупции" Толекан Исмаилова, в республике есть много других актуальных проблем, решением которых стоило бы заняться депутатам. "Мы, правозащитники, в одиночку боремся с трудностями, с которыми ежедневно сталкиваются простые киргизстанцы. Пытаемся помогать людям по мере своих возможностей. А что делают народные избранники? Им хоть известно о том, на каком уровне, к примеру, находится материнская смертность в республике? А то, что в некоторых районах страны жители не знают, что такое горячий душ? Вот чем надо заниматься парламентариям в первую очередь, а не обвинять голословно НКО в попытке влиять на политические события в КР", - сказала она.
Впрочем, противники инициативы есть и среди депутатов и чиновников. Так, по словам парламентария от фракции СДПК Нурбека Касымбекова, этот законопроект - стремление к тоталитарной системе. Не в восторге от предложенного нормативно-правового акта и министр юстиции КР Жылдыз Мамбеталиева. По ее мнению, принятие подобного документа нарушит права человека в республике.
Рассмотрение в парламенте законопроекта о статусе иностранного агента для НКО, как полагают эксперты, обещает стать жарким. Впрочем, последнее слово все равно останется за президентом Киргизии Алмазбеком Атамбаевым. Именно подпись главы государства даст принятому депутатами закону официальную силу.
Кстати
Неправительственные организации во всех странах-членах Евразийского экономического союза будут пытаться дискредитировать интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Об этом заявила руководитель Центра международной журналистики и исследований МИА "Россия сегодня" Вероника Крашенинникова. "Они будут раздувать проблемы, но не предлагать их решение. НКО невыгодно благополучие и независимое развитие Центральной Азии - региона, богатого ископаемыми. Через любое общественное объединение можно вести подрывную деятельность в стране", - сказала Вероника Крашенинникова.
Турсунбай Бакир уулу, депутат парламента КР:
- Не все НКО согласно уставным целям осуществляют свою деятельность в области науки, культуры, здравоохранения, соцподдержки, спорта, экологии, благотворительности. Значительная их часть вмешивается и в политическую жизнь, участвуя, в том числе путем финансирования, в организации и проведении политических акций, стремясь к формированию общественного мнения, чтобы повлиять на принятие органами власти решений.
Марс Сариев, политолог:
-Такой закон нужен любому суверенному государству, и в России, к примеру, он уместен. Но справедливо работать подобная норма будет только в правовой стране. Принимать его в Киргизии рано, поскольку закон об иностранных агентах станет инструментом давления на НКО. Боюсь, что в КР политические группы будут его использовать для дискредитации оппонентов.