"Средствами уголовного расследования обвинение не может быть подготовлено для судебного разбирательства", - прокомментировал ситуацию генпрокурор Харальд Ранге на своем официальном интернет-портале. Летом 2013 года, в разгар скандала с прослушкой, он уже заявил "РГ", что для ведения серьезного расследования нужны основательные доказательства и свидетельства.
Единственный свидетель Эдвард Сноуден не мог быть заслушан в ФРГ из-за того, что германское правительство отказало ему в иммунитете. Это означает, что, появись он на территории ФРГ, Сноуден был бы выдан США. Спецслужбы США также отказали Федеральной прокуратуре Германии в сотрудничестве и предоставлении необходимых документов. Поэтому дело попросту не имело смысла открывать, разъяснил Ранге. Видные юридические эксперты ФРГ согласны с подобной оценкой.
Расследование было все же начато в октябре 2013 года на основании опубликованного в СМИ документа, который общественность восприняла как доказательство прослушки телефона канцлера. Однако, как сегодня заявил генпрокурор, речь шла не об аутентичном приказе Агентства национальной безопасности или других спецслужб США прослушивать телефон канцлера. Скорее, о просмотре журналистами копии документа АНБ. Оригинал так и не удалось получить. Копию, впрочем, тоже. Поэтому следователи не смогли начать расследование. "На этом основании невозможно было бы оценить документ и содержащиеся в нем данные надлежащим образом в соответствии с требованиями уголовного процессуального кодекса", - комментирует генпрокурор.
Сама Ангела Меркель сразу же после того, как стало известно о прослушке ее, как оказалось, внутрипартийного, а не правительственного телефона, произнесла сакраментальную фразу: "Шпионаж между друзьями неприемлем". Никаких намеков на расследование ситуации от канцлера не последовало. В разговоре с президентом Бараком Обамой эта тема не получила дальнейшего развития.
Генпрокурор также указывает на то, что документ не доказывает постоянную прослушку мобильного телефона канцлера начиная с 2002 года. Лишь телефонный номер соответствовал номеру одного из мобильников Меркель. Сведения в документе, по словам генпрокурора, неоднозначны. Различные интерпретации не позволяют связать прослушку с началом избирательного срока в ноябре 2005 года или с партийным офисом канцлера, который был зарегистрирован как "владелец" телефона. То, что технические данные, содержащиеся в документе, могут быть действительно связаны с прослушкой телефона канцлера, "остается лишь предположением".
Документы Эдварда Сноудена, опубликованные в СМИ, также не предоставляют достаточных для суда доказательств в прослушке телефона канцлера, резюмирует Ранге. Хотя имя Меркель в документах прослеживается в более чем 300 случаев, однако невозможно установить, из какой базы данных получены эти поисковые результаты. "На основании этого нельзя предоставить доказательство, что эти результаты свидетельствуют о прослушке телефона канцлера", - разъясняет генпрокурор. Поиски имени канцлера в доступных всем источниках не релевантны для уголовного права.
Кроме того, по словам Ранге, невозможно точно установить время и место преступления, его обстоятельства и непосредственно преступников, как того требует процессуальный кодекс.
Документы Сноудена, подчеркивает генпрокурор ФРГ, также не содержат конкретных указаний на слежку за канцлером. "Расплывчатые высказывания ответственных лиц США о любой прослушке телефона канцлера американскими спецслужбами ("not any more") недостаточны для описания совершения преступления", - говорится в обосновании. Тем самым генпрокурор указывает на обещания Обамы, сделанные в 2013 году, никогда больше не прослушивать Меркель. Уже тогда немецкие СМИ обращали внимание на двусмысленность этого утверждения. Если звучит обещание никогда больше не осуществлять слежку, значит, она велась.
Вместе с тем Харальд Ранге заявил, что Федеральная прокуратура Германии и дальше будет "наблюдать за возможным массовым сбором телекоммуникационных данных населения Германии американскими и британскими спецслужбами". Проверка указаний на совершение уголовных преступлений в связи с другими документами Сноудена и с новейшим скандалом о шпионаже АНБ и BND не прекращена.