В законопроекте устанавливаются понятия добровольного и обязательного экологического аудита, в том числе основания для проведения обязательного экологического аудита. Обязательный аудит вводится для субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, в том числе при осуществлении деятельности по обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Напомним, что экологический аудит проводится и сегодня, но, главным образом, на добровольной основе. Его проводят квалифицированные экологи. Есть даже профессиональные организации, в том числе "Экологическое международное аудиторское сообщество" (НП "ЭМАС").
Но авторы законопроекта имели в виду нечто другое. Они предлагают ввести саморегулирование по примеру общего (финансового) аудита, что вызывает вопросы экспертов.
С саморегулированием тесно связан и вопрос со статусом физлица - экологического аудитора. Из законопроекта следует, что членами СРО экологических аудиторов должны быть экологические аудиторы и аудиторские организации. В таком случае членами СРО должны быть индивидуальные экологические аудиторы, являющиеся предпринимателями, экологические аудиторские организации и экологические аудиторы - физические лица, которые работают в экологических аудиторских организациях на основании трудового договора.
Вопросы возникают не только по поводу саморегулирования. Законопроектом в том виде, в котором он сейчас представлен, крайне недовольны представители бизнес-сообщества. В официальном отзыве РСПП говорится, что обязательный экологический аудит полностью дублирует задачи государственного экологического надзора, не ограничивая его. То есть законопроектом закрепляется создание параллельной, дублирующей государственную, системы надзора за соблюдением установленных экологических требований. Предпринимателям фактически предлагается дважды оплатить мероприятия по экологическому надзору - в форме налогов, направляемых через бюджетную систему на финансирование деятельности органов государственного надзора, и в форме платы за аудиторские проверки. РСПП считает такой подход неприемлемым. эксперты считают, что попытки копирования порядка регулирования экологического аудита без механизмов, в рамках которых он применяется, бессмысленны.
"Рассматривая представленный законопроект, прежде всего следует задаться вопросом: экологический аудит служит в первую очередь для оказания помощи предпринимателям для предупреждения их действий или бездействий от причинения вреда окружающей среды или это бесплатный придаток государственного экологического надзора? - недоумевает замгенерального директора НП "ЭМАС" Валерий Кожевников. По мнению чиновников, лицензию дадут тому, кто станет бесплатным придатком государственного экологического надзора, правда, за деньги аудируемого лица.